Найти в Дзене
Студия 391

Арэг Демирханов: «Нельзя строить города квадратными метрами»

Оглавление

Этим интервью с зодчим Красноярска, пожалуй, самым известным и старейшим архитектором города Арэгом Демирхановым, мы открываем рубрику «Город без предела» 

Нина БЕЛОЦЕРКОВЕЦ,

Солнце зимнее светит, но не греет. На улице почти минус 40. Искрится и скрипит под ногами снег. Но мы сибиряки. Более того – мы красноярцы. Поэтому жизнь продолжается, и солнечный свет и тепло можно найти в общении с таким прекрасным человеком, как Арэг Демирханов. Ведь не зря имя Арэг переводится с армянского как «солнце». И оно знакомо каждому человеку, который любит Красноярск, город, где родился и рос. 

1/8

Итак, берем торт, идем к Арэгу Саркисовичу в гости греться, пить чай и разговаривать о Красноярске, его архитектуре, жителях, о прошлом, настоящем и будущем. Мы любим Красноярск, но не знаем человека, который бы любил его больше Демирханова.

- Арэг Саркисович, мы бы хотели поговорить с вами о том, что сейчас происходит в Красноярске. Нам, как коренным жителям нашего города, больно наблюдать, как безобразно он застраивается, в том числе и окраины. Как мы теряем центр - его самобытность, как используются объекты, в которые вы вложили всю свою душу.

- Для меня это очень болезненная тема, и я не в силах остановить то, что происходит в стране в целом и, конечно, в нашем городе - одном из передовых краевых образований нашей державы. А происходит недопустимое. То, что сейчас таким шквальным бумом идет высотное строительство, вызывает у меня решительный протест и горечь.

-2

Я переживаю и за центр, и за самую окраину, но прежде всего - за берега Енисея. У нас ведь главное в городе - это великолепная природная доминанта, это река Енисей, требующая великолепного обрамления! Я говорю не только про тот один кусочек набережной, который мне удалось сделать перед музеем Ленина, не один тот фрагмент с балконами, благодаря которым вы можете находиться не у реки, а над рекой… А ведь это место очень полюбили люди.

- Это место полюбили и рыбаки…

- Да, они рыбачат с этих балконов, и за ними интересно наблюдать. Они там отдыхают душой… Так вот - требуется очень дорогостоящее, достойное, соответствующее масштабу реки оформление. Мы ведь с вами располагаем волею судеб и мудрых первопроходцев совершенно уникальным местоположением в природе. Могучей рекой, не замерзающей в минус 40. И, понимая это, мы должны сохранить данную уникальность. Не допустить варварского отношения к тому, что нам подарила сама природа.

- Сейчас пытаются застроить Театральную площадь - вы в курсе, конечно?

- Да. Это ужасный удар по мне, как по автору Театральной площади и ее благоустройства. Я очень горжусь каскадными фонтанами. Многие столичные гости с уважением и достоинством говорили, что это очень хороший уровень, логичный и по тематике, и по функции. Великолепный вид на горы, живая перспектива. И если всю эту красоту перекроют гостиничным комплексом - это будет трагедия.

-3

Ведь архитектура, по формулировке мудрейшего из причастных к нашему цеху, римского архитектора Витрувия, определяется всего тремя словами: польза, прочность, красота. Все начинается с пользы, с функции. Прочность не обсуждается. И, конечно, красота. Сумел сделать красиво – значит, это архитектура. Не сумел – значит, это просто строительство. Сейчас идет просто строительство. Квадратные метры. Нельзя столичные города строить квадратными метрами.

- Как вы думаете, в чем основная причина такого отношения к городу?

- Сейчас главный архитектор Красноярска - не определенная личность какая-то и даже не представитель муниципальной власти, а, извините, проклятые деньги, капитал. Продавать муниципальные земли преступно! Вообразите: существуют здания, которые уникально поставлены, к примеру, тот же речной вокзал. Раньше он был местом отдыха и общения, визиткой нашего города. А сейчас он стоит в бездействии. Это частная собственность. Как?

-4

Как может речная гавань миллионного города быть частной собственностью? Для меня это непостижимо! Это достоинство города, его имидж, его лик! Причем не просто физически воспринимаемое здание, не зрелищный объект – это сама жизнь, функция! А все потому, что все финансирует частник. Он имеет от этого какие-то выгоды, преимущества, приоритеты. Он получает земельный участок на муниципальной земле, что недопустимо. Первое, что я бы запретил, - это продажу муниципальной земли частным лицам. Это ответственность мэра и депутатов при соответствующем согласии горожан. Потому сейчас архитектурные памятники сносятся и вместо них строится неизвестно что.

- Чем вы руководствуетесь в первую очередь при создании своих работ?

- Каждый архитектор, проектирующий здание, тем более общественное, должен понимать, каково будет тем, кто станет его постоянными обитателями. Это очень важно. Например, Большой концертный зал я сделал так, чтобы портал сцены открывался не по нормативам, в десять метров, а в двадцать, чтобы был виден весь ансамбль Михаила Семеновича Годенко. Именно ему я посвятил эту работу. А зал филармонии посвятил Ивану Всеволодовичу Шпиллеру, дирижеру будущего симфонического оркестра.

-5

Я старался угодить этим высоким профессионалам своего дела, учитывал их интересы, а не слепо следовал классике. По классике положено, чтобы зал по форме своей, по очертаниям, напоминал бутылку - с сужением горлышка к сцене. Это определяет акустику. А я, наоборот, раздвинул пространство.

- На Стрелке собираются строить собор - как вы к этому относитесь?

- Неверная формулировка: не строить, а воспроизводить великолепное произведение питерского архитектора Тона. Это было великое достоинство Красноярска. Я передал в епархию множество эскизов, они находятся на рассмотрении. Почему именно Стрелка? В один из визитов в Красноярск патриарх Кирилл указал именно это место, воткнул свой посох именно там, на Стрелке, перед БКЗ. Это строительство потребует двойных затрат, потому что вход в собор не может быть ниже входа в концертный зал. Это нарушение элементарной вежливости, иерархии - кто главнее, кто старше, что важнее? Поэтому подхрамовое пространство по объему будет почти таким же, как надхрамовое. Планируется построить великолепный зал для служб и собраний. Получается, что под самим храмом будет почти трехэтажный дом.

- Многие недовольны – отдыхать и гулять им негде…

- Мест, где можно пройтись, в Красноярске пока еще много. Чем вам не нравится мой мост на остров Татышев? Я им очень горжусь, виды с него великолепные. Он как-то очень гармонично вписался в архитектуру города, стал своим, стал любимым. А ведь все мои проекты приходилось защищать в Москве, в Госстрое. Помню, мне говорят: да ты что, с ума сошел, что ли? Куда у тебя мост? В какой лес?! Я говорю: так это же наша драгоценность, восемь километров леса в центре города, его легкие. Никто же этого не знает, кроме самих красноярцев. 

-6
Мы очень тепло поговорили, тепло распрощались. Взяли с Арэга Саркисовича слово, что это не последняя наша встреча, ведь у нас столько много общих тем. Столько много хочется сказать и нам, и ему! А перед тем как расстаться, Демирханов прочитал одно из своих стихотворений, попросил нас опубликовать его и передать, что оно посвящено всем красноярцам:
Когда финал не за горами,
Когда вот-вот порвется нить
И ни мольбой, ни докторами
Уход не приостановить,
Когда ты стал мудрей и строже
К своим поступкам и словам -
То для тебя всего дороже
В своей любви признаться вам.