С детства люблю этот фильм — смелый, искренний и очень ироничный, что для детского кино того времени было большой редкостью. Давайте узнаем, откуда в фильме взялся "мальчик с профилем Гоголя", как съёмки чуть было не остановили и как Никита Сергеевич Хрущёв отреагировал на ехидные намёки сценаристов.
"Добро пожаловать..." был дебютом молодого режиссёра Элема Климова в полнометражном кино и его дипломной работой. За плечами режиссёра на тот момент уже были две детские короткометражки, которые были оценены преподавателями ВГИКа по достоинству, поэтому на Климова возлагались большие надежды. К тому же, сценарий нового фильма писали опытные авторы Лунгин и Нусинов, уже прославившиеся детским приключенческим фильмом "Без страха и упрёка". Творческий дуэт режиссёра и сценаристов предполагал, что будущий фильм выйдет очень уморительным. Теперь можно смело утверждать, что так оно и получилось.
Ректор ВГИКа отпустил студента Климова на "Мосфильм", как говорится, "со скрипом" — считал, что сама идея такого фильма крайне непедагогичная и даже вредная. Съёмки начались, хотя каждый день были под угрозой закрытия: киноначальники старательно пытались найти хоть какой-нибудь конкретный повод запретить фильм. Однажды тучи всё же сгустились: пришла телеграмма с требованием остановить производство и вернуться в Москву. Директор картины пошёл на риск: разорвал телеграмму, а режиссёру сказал:
"Мы же этой телеграммы не получали, да?"
Детей для съёмок нашли в школе, которая располагалась рядом с "Мосфильмом" — из неё часто брали учеников на пробы. Главным критерием для участия в фильме было умение плавать. Витя Косых поднял руку из чистого нахальства: плавать он не умел, но участие в пробах было вполне законным поводом прогулять уроки. Его и ещё 20 одноклассников пригласили на студию, но не плавать, а читать стихи. Климов сразу обратил внимание на Витю, потому что он не фальшивил и не кривлялся. Его назначили на роль Марата, друга-"предателя" Кости Иночкина. Тот сразу скис: по сценарию, Марату нужно было прыгать в крапиву, причём голым. Поэтому не было предела Витиной радости, когда приняли решение дать ему главную роль.
Странного мальчика, постоянно встревающего с фразой "А чё это вы тут делаете?", в сценарии не было. Этот персонаж появился совершенно случайно: Климов ехал в троллейбусе и приметил мальчика с потрясающим лицом — Славу Царёва.
«Такого лица я не видел, — вспоминал режиссёр. — От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить! Думаю: ну, раз нет такого персонажа в фильме — надо его придумать».
Пришлось вставить в сценарий несколько забавно-дурацких сцен с любопытным мальчиком. В сценарии его условно назвали "Мальчик с профилем Гоголя".
Кстати, Вите и Славе пришлось пострадать от несовершенства комбинированных съёмок. Ради того самого финального полёта над рекой их подвесили на верёвках и для пущей безопасности добавили к верёвкам стальные тросики, которые больно врезались в тело. Мальчики даже хотели отказаться от участия в фильме.
В роли помешанного на дисциплине директора Дынина Климов видел только Евгения Евстигнеева, но руководство "Мосфильма" было против. В кино Евстигнеев тоже считался начинающим, но в театре уже успел прославиться как яркий сатирический актёр "с фигой в кармане". Предлагали Михаила Пуговкина — его бы утвердили без лишних вопросов. Тогда молодой режиссёр вспылил и выдвинул ультиматум:
"Не хотите Евстигнеева — снимайте сами!"
Руководство удивилось такому нахальству студента и... согласилось. В результате Евстигнеев сыграл одну из самых ярких ролей в своей биографии.
Первыми готовый фильм увидели партийные работники из числа номенклатуры и начальство "Мосфильма" — и, разумеется, схватились за головы. Климов вспоминал:
«Ледяное молчание, и лишь иногда — то ли хрюканье, то ли рыдание. Я в полуобмороке. Все так же молча выходят из зала и удаляются друг за другом, тоже в полном молчании. И только один из редакторов шёпотом мне говорит: "Старик, потрясающе смешной фильм, я оборжался!"
Посыпались различные обвинения — вплоть до антисоветчины. Начальству не понравилась финальная сцена, когда директора лагеря, ответственного работника, "ссылают", как школьника, домой. Особое негодование вызвали неприкрытые насмешки над хрущёвской кукурузной кампанией. И самое главное: в сцене "похорон" бабушки Иночкина бабушкин портрет напоминает парадное фото Хрущёва (актриса Екатерина Мазурова действительно внешне была весьма похожа на Никиту Сергеевича). "Что же вы, Хрущёва хороните?" - возмутились чиновники.
Однако и среди высокого начальства нашёлся кто-то смелый и прогрессивный: картину решились показать самому Хрущёву. Тот на протяжении всего фильма хохотал, как мальчишка, его не смутили ни портрет, ни "царица полей - ку-ку-ру-за!". А после просмотра сказал:
"А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат".
По иронии судьбы, через несколько дней Пленум ЦК КПСС принял решение об отставке Хрущёва. Фильм начали показывать в кинотеатрах, но только на утренних непопулярных сеансах.
***
Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!