Встречаемся под синим зонтом
Уходишь вот на пенсию (хотя, тут мало кто знает что об этом точно, но всё впереди), проводы отличные, коллеги по спине похлопали, короче, всё, как в кино, почести-шмочести, но – такое точно многим знакомо, – как будто камешек в ботинке, который не вытряхнул, ну или там соринка в глазу, вроде бы моргаешь, а никак не вытащишь. Или вот ещё, когда лёг спать, а посуду не вымыл и заснуть не можешь, потому что совесть мучает (привет, Моника из Friends). Это некоторые особо одарённые психологи называют «незакрытый гештальт». Или, короче говоря, лучше вытряхнуть ботинок (или к чертям его выкинуть вообще, чтоб не бесил), промыть глаз и помыть посуду. Или, если ты ушёл на пенсию почти идеальным копом, закрыть «висяк», от которого плохо спишь. У каждого, разумеется, есть такой свой по жизни, поэтому эту часть можно понять отлично. У копа Билла Ходжеса есть такое дельце. Называется «Дело о Мерседесе-Убийце» (Альфред Хичкок почти что представляет). Дело в том, что некий псих некоторое время назад угнал чужой «Мерседес» и на нём протаранил толпу людей. Убитые, раненые. Скрылся, бросил машину. Его никто, разумеется, так и не поймал, да и сам он больше не появлялся. До поры до времени. Тут большого ума не надо – такое время всегда наступает.
«Мистер Мерседес», несмотря на то, что отхватил на портале «goodreads» победу в номинации «Лучшие детективы и триллеры 2014», не сильно расхвален на родине сэя Кинга – мол, всё, конечно, неплохо, но не лучшая твоя работа, старик, хоть мы твою книжку очень ждали. В каком же сочинении Кинга, скажем честно, мы ещё не встречали эдакий вариант «ка-тета», когда в команду, противостоящую злу, собирается очень разношёрстная компания, где есть свой умник, глупец, псих, женщина и стрелок с пистолетом (в данном случае они могут, кстати, совмещаться)? Стивен Кинг стареет, мудреет и переносит это на своих героев, про которых вроде только начал читать, а уже ясно, что тут что-то заложено близкое и герой уже заведомо авторский любимец. Жути здесь не встретится, по крайней мере той, благодаря которой Кинг стал Кингом, однако, он-то, хитрец, давно понял, что самая жуткая жуть вовсе не в клоунских масках (хотя тут будут и они), а в том, что таится на дне человеческого протухшего колодца под названием «душа», а последние книги всё больше похожи на эдакие литературные путешествия куда-то на это самое колодезное дно.
(Ходжес где-то прочитал, что в Исландии есть такие глубокие колодцы, что всплеска воды от брошенного камня не слышно. Он думает, что некоторые человеческие души такие же)
Да, Кинг давно стал психологом, психотерапевтом и немного гипнотизёром чуть более, чем просто автором страшных книжек, с которых он начинал, сохранив при этом все эти маркеры текста
Которые
(которые!)
Ловит параллельно в «Мистере Мерседесе» коп в отставке, читая письмо, которое кто-то подкинул в почтовый ящик. В нём – признание в том, что копу пишет сам Мистер-Непойманный-Мерседес. Он сожалеет о том, что копу пришлось уйти на пенсию, так и не раскрыв такое громкое дело и переживает, не совершит ли тот самоубийство, ведь его жизнь такая бесполезная, а пистолет всё время на столике рядом с пультом от телевизора (как бы не перепутать). Выходи в чат "Под синим зонтом", поболтаем, говорит письмо. В Мистере Мерседесе угадывается прекрасный манипулятор и подстрекатель, вершитель человеческих судеб, ставящий в своём тексте характерные дефисы и тире, абзацы куда попало и восклицательные знаки (как выяснится потом, он совсем не дурак до таких игр с текстом, равно как и его создатель Кинг). Мистер Мерседес неуловим, но в следующей главе мы знакомимся с ним довольно близко. Вы всё это уже где-то видели: полный набор маньяко-психологических штампов в одном герое при сухом остатке вряд ли кого-то может поразить или заинтересовать
(однако)
однако заинтересовывает (хотя тут стандартней некуда, без шуток). Маньяками-убийцами по версии некоторых особо умных психологов становятся не просто так, а по какой-то причине – ужасное детство, родители-алкоголики, сексуальные домогательства, ну, сами знаете. Мистер не без юмора – и на разные лады заигрывает с этой темой, сочиняя себе ужасное прошлое различным своим жертвам по переписке - их он будет доводить до самоубийства самим фактом своего существования, однако при этом всём его жизнь и вправду набор штампов, от которых обычно в итоге хватаются за ружьё. Он – то самое дно колодца, куда не долетает камень, он - мрак и ужас, но пока что бытовой, ещё не развивший себе особенных талантов - у него на это ещё две книги трилогии впереди. Кинг выстраивает вокруг противостояния Копа и Мистера ещё несколько второстепенных сюжетных линий -
одна из них на удивление романтична - да и кто не знал, что Кинг тот ещё романтик, вплетающий в сюжет умилительную лавстори, но тут же вспомнивший своего товарища писателя Джорджа Мартина (доказанный факт, что дружба с Мартином никого ничему хорошему не научила), поэтому - можно ли тут надеяться на хэппи-энд?
Впрочем, с Кингом не угадаешь.
На десерт эпопея про книжные обложки:
Если публикация вам понравилась, ставьте "пальцы вверх" и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте "Дзена".
"Подзеним" вместе!