Город Сатка расположен на западном склоне Уральских гор, при слиянии рек Большая Сатка и Малая Сатка, в 236 км по железной дороге к западу от Челябинска и в 24 км к юго-востоку от ж/д станции Бердяуш. Здесь проживает 42 200 человек. Виды тут чудесные, прям для меня, трубы да карьеры :).
Есть несколько версий названия Сатка. Вот, например, первая, что Сатка - это «перекрёсток», «развилина», «междуречье» (от башкирского «сат», «сатка»). Вторая версия - «искра», «проданная земля», «река».
Заселение Сатки началось в середине 18-го века в связи со строительством на слиянии рек Большая и Малая Сатка металлургического завода и рабочего поселка при нём. У нас на Урале таким образом много разных городов появилось. Завод был основан самыми известными в России того времени промышленниками Строгановыми на месте Саткинской лесной дачи, населённой башкирскими племенами. Вначале они построили на реке Сатка плотину, позже возвели доменный корпус, кричные, молотовые, якорную и пильную фабрики. Так две домны Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, тогда он носил такое название, начали работать 19 ноября 1758 года - эта дата считается также днём рождения города.
Долгие годы Сатка существовала как город-завод и несла на себе все черты заводского поселения: от плотины пруда стихийно разрастались улочки деревянных домишек, где селился работный люд. От Сатки купеческой здесь остались каменные двухэтажные дома – в них размещаются городской краеведческий музей, начальная школа, военкомат. В конце XIX века близ завода было открыто месторождение магнезита, в 1901 году был построен новый завод «Магнезит». С этого времени начался отсчёт новой истории города. 21 сентября 1901 года из камерной печи на заводе «Магнезит» были выпущены первые кирпичи с небывало высокими термостойкими свойствами.
Завод «Магнезит» со временем вырос в целую Группу Магнезит. Именно они сейчас являются лидерами по производству огнеупорных материалов в России. А это, собственно, их штаб-квартира. В структуру Группы входят производственные и сервисные предприятия в России, Китае, Словакии и Украине, а также широкая сеть сервисных и торговых представительств по всему миру, а на этих заводах трудятся более 8 000 человек.
Саткинский чугуноплавильный завод. Он является старейшим предприятием в металлургической отрасли. Его история уходит своими корнями в середину XVIII столетия - в 1756 году Указом Бергколлегии было решено основать чугуноплавильный и железоделательный завод на землях Саткинской лесной дачи. Спустя всего два года после выхода Указа, завод был построен и запущен.
Работа завода была организована таким образом, что все механизмы приводилось в действие силой воды. Специально для этого на реке Сатка соорудили водохранилище и восьмиметровую плотину длиной 324 метра и шириной 47 метров. Для своего времени Саткинский завод входил в число крупнейших предприятий Южного Урала.
А это Карагайский карьер. Именно он является самым первым месторождением магнезита в России. Его разработка началась ещё в 1900 году. Добыча магнезита здесь ведётся, как открытым способом, так и под землёй.
А вот так он выглядел в 1901 году
Размеры карьера, конечно, впечатляют. Его длина 1 500 метров, ширина 1100 метров, глубина 368 метров, площадь 140 Га, площадь отвалов 277 Га.
Общий вид на город
Городской пруд
Саткинский краеведческий музей. Здесь две основные экспозиции - Экспозиция отдела природы и Экспозиция отдела истории.
Что касается исторической части, то здесь рассказывается о первых коренных жителях Сатки -башкирах, их быте, можно познакомиться с предметами домашнего убранства, одеждой и украшениями народа, давшего имя городу. Событиям 18 века посвящены следующие тематические комплексы: освоение земель русскими переселенцами, первые владельцы Саткинского завода и события Крестьянской войны 1773-75 гг. Большая роль отведена развитию местной промышленности. Есть целые серии тематических экспонатов, например, «Настенные часы» и «Предметы крестьянского быта» или целая лаборатория запахов. Короче говоря, есть много чего интересного. Будете в этих краях, обязательно посетите и этот музей.
Годы идут, а ничего не меняется...
Кстати, в Сатку я приехал не просто так, а проверить в деле новые шины MICHELIN X®TRA DEFEND™ для шарнирно-сочлененных самосвалов. В итоге оказалось, что они и правда очень хороши.
Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter / Golos.io / Яндекс.Дзен