В 1999 году на втором и третьем этажах Пушкинского дома на Мойке открылась литературно-монографическая экспозиция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество».
Она включает в себя многочисленные экспонаты пушкинского времени.
Они расположены таким образом, чтобы отразить отдельные этапы жизни поэта. Первый зал посвящён Москве, где Пушкин родился и вырос.
Императором в то время был Павел Петрович.
В 1811-1817 годах Пушкин жил и обучался в Царскосельском лицее. С этим пеналом приходил на занятия его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Это была эпоха Александра I Благословенного.
Зал посвящён недолгому пребыванию в Петербурге после выпуска из Лицея.
Один из пушкинских автопортретов того времени.
В экспозиции представлены мемориальные предметы и мебель, которые обогащают историко-литературный ряд яркими, живыми подробностями.
В 1824 году московская полиция вскрыла одно из пушкинских писем, где тот признавался в увлечении атеизмом. Последовала отставка и ссылка в родовую усадьбу Михайловское. Ссылка пролилась до 1826 года, в отсутствие Пушкина в Петербурге вспыхнуло восстание декабристов, со многими из которых он был знаком. Знаменитый черновик с пятью повешенными и надписью «И я бы могъ, какъ шутъ»...
Весной 1828 года во время прогулки в Петропавловской крепости с Пушкиным князь Вяземский подобрал пять сосновых щепок и хранил их потом, как память о казнённых товарищах.
В 1827 году, вернувшись в Михайловское после ссылки Пушкин начал роман «Арап Петра Великого».
«Евгения Онегина» Пушкин начал писать ещё в южной ссылке, в Кишинёве в 1823 году, а закончил лишь в 1831-м, на арендованной даче в Царском Селе, уже будучи женатым на Наталье Гончаровой.
В 1833 году, во вторую «болдинскую осень» Пушкин создал легендарную поэму «Медный всадник», увидевшую свет лишь после его смерти.
К концу жизни Пушкин вошёл в высший круг литературного Петербурга.
Василий Андреевич Жуковский всю недлинную жизнь поэта был ему ближайшим другом.
Незадолго до трагической гибели Пушкин начал работу над масштабной «Историей Петра», оставшейся незавершённой.
Самым интересным экспонатом выставки по праву может считаться игрушечный «домик Нащокина».
Он может иллюстрировать всю затейливую праздность дворянской жизни.
Павел Воинович Нащокин, московский друг поэта, много лет занимался обустройством игрушечной модели своей квартиры, заполненной сделанными на заказ предметами - действующими копиями настоящих, от мебели до самовара и пистолета.
Макет восстанавливает вид квартиры на тот момент, когда сюда в гости к другу приезжал Александр Сергеевич.
Легко представить, как за этим столом, раскурив трубку, Пушкин играл в карты с московскими приятелями, пока жена Нащокина, Вера Александровна, играла на рояле. Это был последний московский адрес А.С. Пушкина, здесь он прожил с 3 по 20 мая 1836 года. Заядлый картёжник Нащокин в итоге проигрался и умер в нищете в 1848 году. Один «домик» от него и остался...