Дворцовая резиденция магнатов Сапег в местечке Ружаны - одна из крупнейших усадеб Беларуси. Многие десятилетия она предстаёт в руинированном и заброшенном состоянии, но сейчас делаются шаги к последовательному возрождению этого грандиозного памятника.
В 1598 году Бартош Бруханский продал канцлеру Великого княжества Литовского Льву Сапеге свои имения Лососин и Ружаны. Тот же заложил на высоком холме свою резиденцию. Её центром стал каменный крестообразные в плане дворец, оконченный в 1605 году. Это было монументальное здание с башнями, несущее в себе черты оборонительного сооружения. Под ним были двухъярусные подвалы глубиной 10 метров, в которых располагались арсенал, архив и склад продовольствия. Предположительно, архитектором выступил флорентиец Санти Гуччи.
В середине XVII века дворец перестраивался при Казимире Сапеге. Он становился местом торжественных приёмов, его посещал король Владислав IV. Во время нашествия конфедератов и шведов, а также в период Семилетней войны имение подверглось разграблению.
Новый расцвет резиденции произошёл при Александре Сапеге, заместителе великого гетмана ВКЛ. Усадьба начинает перестраиваться с особым размахом по проекту известного зодчего Яна Самуэля Беккера. Проект был выполнен в 1760-1770-х годах, строительство велось с 1772 по 1777 год. Две башни старого дворца были разобраны, а третья включена в состав нового здания. Фасады приняли классический вид, но крыша осталась мансардной, с изломом. В 1784 году Сапеги принимали здесь последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Я.С. Беккер прожил в Ружанах до конца своих дней, получая пожизненную пенсию от Сапег.
Жена Александра была поклонницей театра, и в основном благодаря ей в резиденции появилась дворовая официна, на две трети объёма состоявшая из театра и на одну треть - из манежа. До нас дошёл проект фасада флигеля и внутреннего интерьера театра.
Так выглядела резиденция в проекте Беккера. В реальности левая официна (двухэтажный флигель) так никогда и не была построена.
С 1980-х годов комплекс стоял полностью заброшенным, медленно рассыпаясь. Фотографии с воздуха очень хорошо передавали состояние усадьбы до недавнего времени.
А такой я увидел въездную браму летом 2014 года.
Дворец и аркады пребывают всё в том же заброшенном состоянии.
На парадном фасаде дворца выделяются пары колонн, давно лишившиеся своих завершений. Барельеф на фронтоне исчез без следа.
Ещё можно рассмотреть остатки лепных наличников окон.
Состояние стен дворца вызывает тревогу за его будущее, если не последует реставрация.
С западной стороны сохранилась часть башни первоначального дворца XVI века, включенная в современное здание.
Состояние заднего фасада хуже, он почти лишён декора и сильно разрушен.
На первом этаже у главного входа располагался вестибюль и гардеробная с двумя лестницами, следы от которых сохранились на стенах. Двери первого этажа вели в погреб, склеп, комнату лакеев и другие помещения.
По лестницам гости поднимались в вестибюль второго этажа. Там был мраморный пол, галерея, две длинные скамьи, обитые красным сукном, и две гипсовые скульптуры.
Из вестибюля можно было пройти в самое большое помещение дворца - торжественный зал на четыре окна, смотрящие на парк.
Своды зала опирались на центральную колонну.
Справа от вестибюля находились две комнаты, две гардеробные, арсенал с зарешёченным окном, буфет и скарбец, имелся выход в парк. В арсенале и интерьерах дворца хранилось много старинного оружия: пистолеты, карабины в кожаной бурке, карабинники, мушкеты, шуцеры, дитты, хоругви, щиты, амуниция, всего более 200 единиц 34 наименований.
Три комнаты в правом крыле второго этажа (голубая и две зелёные) имели белые печи.
Под правым крылом уцелели обширные подвалы, часть сводов которых сейчас обрушилась вместе со внешними стенами дворца. Подвалы поражают высокими сводами, вероятно, раньше они были ещё глубже. Это фрагменты первого дворца Льва Сапеги.
По левую сторону от вестибюля на первом этаже располагались две гардеробные, три комнаты, кухонька для приготовления кофе, скарбец и небольшая библиотека. В скарбце хранились ценные предметы разного назначения: персидские ковры, чёрная бурка, белые шубы, тулупы, фраки, лосиные шкуры, пояса, шитые золотом атласные покрывала, кармазиновые гардины, шкатулки, сундуки, кровати, сервизы, вазы, люстры для театра, серебряные кубки, иконы, митры, кутасы с буланами, книги, платки и даже большой портрет Льва Сапеги.
Дверные проёмы имели мраморное оформление с лепниной, которая частично сохранилась.
В остальной части второго этажа располагались две гардеробные, три комнаты с «мелким» паркетом, обитые кармазиновым адамаском, с позолоченными панелями и резьбой.
В одной из комнат располагался камин, украшенный гипсовой лепниной, его остатки и теперь можно обнаружить. В этом помещении с одним окном, вероятно, находилась библиотека.
На первом этаже стояли белые кафельные печи, сейчас от них ничего не осталось.
Зато сохранились дымоходы в стенах.
В западной части дворца лучше всего сохранились своды перекрытий между первым и вторым этажами.
Какая мебель наполняла эти комнаты?
Согласно описи 1795 года это были столы и столики, раскладные, парижские, малые парижские, чёрные, мраморные, обитые зелёным сукном, лакированные, а также письменные столы, бюрки, шкафы, парижские шкафчики, откидные и обитые кармазином и полосатой материей кресла, диваны, топчаны, деревянные кровати, канапы, комоды.
Интерьеры украшали жирандоли, люстры, настенные и хрустальные зеркала, бронзовые подсвечники, часы с фигурами льва и орла, стоящие на китайских лакированных столиках.
Была здесь и многочисленная скульптура из слоновой кости, гипсовая в рамах, из мрамора, фарфора, алебастра и бронзы.
Справа и слева от дворца в 1776-1777 годах возведены две полуциркульные ограды - галереи.
Арки опираются на сдвоенные тосканские колонны, обрамлённые фризом.
С галерей открывался великолепный вид на парк и местечко.
Панорама комплекса со стороны парка.
Правая официна, ставшая манежно-театральным корпусом, или «оперхаусом», сейчас так же пребывает в руинах.
Корпус состоял из двух симметричных частей, разделённых вестибюлем с лестницей, под которой размещался гардероб. Правую часть занимал театр с подковообразным двухъярусным залом, в котором располагался партер, 28 изолированных лож и особая королевская ложа в центре яруса.
Сейчас неспешными темпами ведётся восстановление стен «оперхауса». Возможно, через несколько лет сюда снова можно будет посмотреть спектакль.
Зато уже близится к завершению реставрация малой брамы при въезде на парадный двор. Этому объекту до воссоздания осталось совсем немного.