Как воспитать в детях умение вдумчиво, ответственно, критично потреблять и создавать контент? Американский исследователь Таннер Хиггин уверен, что YouTube, которым пользуются большинство подростков, должен играть не последнюю роль в обучении принципам медиаграмотности. Этот сервис уникальный — со своими звёздами, культурой, правилами и мемами. Но что особенно поразительно — YouTube сформировал собственные виды и жанры видео. Один из них — видеоэссе — как раз может стать великолепным инструментом для обучения детей и подростков медиаграмотности. Переводим статью Хиггина и рассказываем про его опыт.
Что такое эссе в форме видео на YouTube?
Это длинные (относительно других роликов в интернете) критические видео, в которых авторы размышляют о медиа и культуре. Обычно они скрупулёзно обработаны: на видео накладываются нарезки других видеороликов, картинки, аудио и текст. Это своего рода интерактивные аргументы, которые нужны автору, чтобы сделать свои доводы более убедительными (всё как и в обычном письменном эссе, только в иной форме). Видеоэссе отличает структурированный, глубокий, аналитический и иногда весьма убедительный подход.
Почему они полезны для обучения?
Легко пропустить многое из того, что заливают на YouTube, — поверхностного, глупого и даже отвратительного. Но это совсем не про видеоэссе. Они требуют внимания учеников, которое привлекается не с помощью мультяшных жестов, сверхбыстрой обработки и шокового эффекта (которому, к слову, преклоняются некоторые из наиболее популярных ютьюберов) — в этих эссе есть пространство для глубокого вдоха и время на размышление. Чтобы привлечь внимание, в видеоэссе используется трюк, проверенный временем, — быть максимально интересным. В них ставятся насущные вопросы и обсуждаются темы, в которые автор вкапывается всё глубже, используя медиаэлементы как толкование и доказательство. Эти видео могут стать для учеников отличным ресурсом для уроков убедительного и аргументированного письма.
Видеоэссе формируют понимание, что YouTube может стать платформой для создания вдумчивого контента, в котором можно аргументированно выразить свои критические взгляды. В них авторы обсуждают важные культурные или политические темы, обращая внимание на то, как СМИ формируют те или иные образы (связанные, например, с полом или национальностью) или как они в целом развиваются и взаимодействуют с миром.
Как использовать видеоэссе в школе?
Начало разговора или вовлечение учеников в урок
Найдите тематические видео. Они могут стать отличными небольшими вступлениями к важным темам уроков из учебного плана.
Возможность «активного просмотра»
Видеоэссе часто имеют сложную аргументацию, поэтому предложите ученикам смотреть и пересматривать ролики, чтобы каждый раз находить ключевые моменты и делать новые выводы.
Исследовательский проект
Попросите учеников найти больше примеров «за» или «против» тезиса, представленного в видеоэссе. Они также могут написать свой собственный ответ на просмотренный ролик.