Давно известно, что в советские годы наши зрители любили индийское кино. А в пятидесятые годы индийское кино любили даже интеллектуалы, благодаря успеху фильмов с Раджем Капуром. Индия была крупнейшим партнером СССР. Немудрено, что возникла идея продолжить партнерство и в сфере кинематографа.
Большинство совместных фильмов было снято на Ташкентской киностудии, благодаря режиссеру Латифу Файзиеву. Там было снято несколько кинокартин, мы рассмотрим только две из них, потому что они остаются популярными.
1) "Хождение за три моря".
Много ли вы знаете биографических фильмов с индийскими песнями и танцами? Я только один. И он перед вами. СССР начинает активно сотрудничать с Индией. И как пример этого сотрудничества - это фильм "Хождение за три моря", снятый по книги Афанасия Никитина. В главной роли Олег Стриженов - одна из суперзвезд советского кино тех лет. С индийской стороны тоже снялась замечательная актриса Наргис. Никто из сторон в грязь не ударяет.
Сейчас фильм интересен, пожалуй, только историком кино. Если первая часть сделана в духе историко - приключенческого кино, то вторая серия наполнена непонятными хождениями главного героя. Бросается в глаза, что он со всеми спокойно разговаривает безо всяких там языковых проблем. Да и кастовых проблем не испытывает. Тем боле, он на равных говорит с индусами и с мусульманами. Где -то за задворками сюжета остается то, что Индия разрозненная страна из нескольких княжеств. Как и Россия, если вдуматься, потому что сам Никитин родом из мятежного города Твери, а большая часть нашего государства и вовсе Казанского княжества, да Литва, да Польша. Но, разумеется, все индийские князья слышали про князя Московского, и хотят наладить с ним торгово - экономические отношения.
Любовная линия есть, но сделана она пунктирно.
Но масштабная и красочная постановка, очень зримо показывающая, что Россия и Индия - друзья на век.
2) "Восход над Гангом".
Совершенно не значимая картина того самого Латифа Файзиева. Возобновляется киносотрудничество СССР и Индии. Фильм про национально - освободительное движение Индии, когда англичане выглядят поработителями.
3)"Приключение Али - Бабы и сорок разбойников".
Самый успешный пример копродукции Индии и СССР. Фильм снят тем же Латифом Файзиевом. С индийской стороны был свой режиссер. Фильм собрал более 50 млн. зрителей в СССР. Про индийские сборы сведений нет. Зато в народный фольклор вошло " Сим - сим, откройся".
4) "По закону джунглей".
Последний пример индийско - советского производства, поскольку год создания картины 1991. Фильм снял тот же Латиф Файзиев. Ни чем не примечательная история любви советский циркачки и простого индийского парня. Его играет суперзвезда индийского кино Митхун Чакроборти. С нашей стороны выступила ни чем не примечательная артистка цирка. Песни, танцы и драки в картине присутствуют. Как и обязательный хеппи - энд. сейчас картина почти полностью забыта.
Разумеется, все картины сняты в двухсерийном варианте. Любопытно, что сейчас индийское кино начинает собирать даже в Голливуде, и уже не является такой вещью в себе, а все больше и больше выходит на международную арену.