Найти тему
Советская авиация

Белорусские Мальдивы

Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.

Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку. В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

На новом месте, неподалёку, но подальше от жилых кварталов началось строительство нового цементного завода.

Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

Дорога идёт среди огромного поля, заросшего цветущими маками.

На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

В глубокой выемке лежит дорога к первому карьеру. Вдалеке маячит водная гладь.

Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички.

Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

Следующий карьер лежит дальше от дороги и не настолько открыт и доступен. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

Я спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

А вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

Это самый дальний и самый большой карьер.

Его длина — почти 2 километра.

Максимальная ширина — 250 метров.

Глубина — не меньше 50 метров.

Карьер имеет высокие обрывистые берега.

Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

Но красота этих мест окупает любую опасность.

Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

В тихой заводи сидят рыбаки.

Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

Панорама напоследок.