Недавно я услышала интересную историю от кандидата, который проходил ассессмент-центр на должность менеджера в одну известную компанию. Задачей было – пройти ролевую игру. Кандидат играл роль начальника, а HR-менеджер, проходивший собеседование – подчиненного. Все было бы слишком просто, если отношения между ними были идеальными. Но, подчиненный не справляется со своими обязанностями, продажи падают, бизнес рушится, людей не хватает. Вот как быть в такой ситуации? И задачей кандидата было решить проблемы с нерадивым сотрудником и сделать так, чтобы бизнес пошел в гору.
И вот выходит кандидат из переговорной, где проходила ролевая игра. Злой, в ярости, все еще в роли менеджера. И говорит: «Как таких сотрудников вообще нанимать можно?! Ничего не делает, а еще что-то требует! Я его сразу раскусил и уволил. Не нужен мне такой работник. Незаменимых нет».
А теперь вопрос к вам, читатели – прошел ли этот кандидат отбор на позицию менеджера?))) Думаю, это риторический вопрос. Конечно, кандидата не взяли на должность менеджера. И сейчас объясню почему.
Менеджер – это руководитель. Задача руководителя – организовывать процесс работы так, чтобы цели компании были достигнуты. Да, он может достигать целей компании любым способом, и, если необходимо, уволить сотрудника. Но это скорее исключение, чем правило (вы ведь знаете, что просто из-за «хочу» нельзя уволить человека? Должна быть весомая причина, подтвержденная юридически. Например, регулярно опаздывает на час на работу).
Но вернемся к нашем менеджеру. Перед ним стояла четкая задача – повысить продажи, сохранить и приумножить персонал. Если людей не хватает, то скорее всего их ищут и есть открытые позиции. Поэтому, нашему руководите в первую очередь необходимо было выяснить, почему сотрудник не справляется с обязанностями. А во-вторую, решить эту проблему.
Причин спада может быть несколько:
- Физически не хватает людей, как и сказано в кейсе. Поэтому подчиненный, как бы он ни трудился, не может добиться хороших результатов и выполнить все в срок. Тогда решением руководителя будет срочный найм новых работников.
- Подчиненному не хватает квалификации. Тогда опять-таки, надо нанять людей, чтобы работа не простаивала, а сотрудника отправить на обучение и развитие.
- Если работа специфичная и новые работники не будут справляться с обязанностями, то нанять потенциальных людей и отправить их на обучение.
- Возможно, проблема кроется в личных вопросах сотрудника. Может быть так, что имеются проблемы в личной жизни и это сказывается на работе. Необходимо выяснить эти проблемы и постараться помочь их решить. Например, если работнику необходимо эти вопросы решить в рабочее время, то предложить отгул.
- Может быть так, что у работника пропала мотивация на выполнение работы качественно. Тогда руководителю надо понять, что для работника является мотивирующим фактором. Это может быть премия, благодарность, отгулы после завершения проекта, повышение грейда, повышение квалификации.
- Ну и только в случае, если руководитель видит, что работник откровенно не хочет работать, прогуливает, опаздывает, не выполняет задачи вообще, - тогда уже может зайти речь об увольнении. Но по кейсу, работнику просто не хватало времени и коллег в отделе, чтобы успевать выполнять работу качественно и в срок.
Ну а теперь, небольшой алгоритм по прохождению таких ролевых игр:
1. Вам будет дано полное описание ситуации. Быстро прочтите ее (потому что время на изучение информации ограниченно) и выявите самые ключевые проблемы, которые стоят перед вами и вашим бизнесом.
2. Выпишите цели переговоров, то есть то, чего вы хотите добиться в ходе разговора с сотрудником.
3. По каждой цели найдите в тексте и выпишите аргументы. Они точно будут, просто надо их "выцепить" из кейса.
4. Спланируйте алгоритм разговора с сотрудником. Вы не знаете, какая будет реакция у сотрудника на ваши вопросы, поэтому надо придерживаться следующих правил:
a. При встрече сразу расположить к себе. Поздороваться, пригласить пройти и сесть. Поблагодарить за то, что пришли.
b. Спросить у сотрудника несколько общих вопросов о работе и посмотреть на его реакцию.
c. Аккуратно переходить к ключевым вопросам. Уже между вами завязался диалог и, возможно, сотрудник уже сам затрагивает те темы, которые вам интересны. Спросите мнение сотрудника по поводу проблем бизнеса.
d. Теперь вы знаете мнение сотрудника и знаете ту информацию, которая дана вам в кейсе. Бывает, что мнение сотрудника сильно отличается от той информации, которой владеете вы. Поэтому вам надо оперативно понять, почему у сотрудника такое мнение по ситуации.
e. То есть вам надо понять истинную причину. Мы почти у цели. Возможно, стоит задать пару наводящих вопросов. Главное не устраивать допрос. Все должно проходить мягко и непринужденно.
6. Когда причина выяснена, задача считайте решена. Вам всего лишь надо предложить сотруднику то, что ему сейчас нужно. Об этом мы как раз с вами говорили выше, и перечислили основные возможные причины.
7. Если вы правильно определили причину и предложили верное решение – сотрудник становится довольным, и, в принципе, вы справились с кейсом. Если же сотрудник ведет себя не совсем так, как вы ожидали, то скорее всего, вы ошиблись с определением причины. Стоит попробовать еще раз.
8. И естественно, следите за временем. Обычно на переговоры отводится 15-20 минут. Вы сами должны контролировать это время и уложиться в срок.
9. Поблагодарите сотрудника за продуктивную встречу, подведите еще раз итоги и попрощайтесь.
Примерно так выглядит алгоритм прохождения ассессмент-центра, в частности ролевой игры. И хочу вас поздравить. Если вы побывали на таком этапе отбора, то как минимум вас выделили уже более чем из 10 кандидатов на эту должность. Ну и скорее всего, компания, в которой вы проходите отбор, имеет хорошее устойчивое положение на рынке. Потому что ассессмент – вещь не дешевая. И конечно, это показатель того, что компания идет в ногу со временем и четко знает, каких работников у себя она хочет видеть.
Надеюсь, статья для вас оказалась полезной. Буду очень благодарна, если поставите лайк, который влияет на ранжирование в ленте, и подпишитесь на мой канал. Обещаю радовать вас интересными материалами о бизнесе и карьере=)