Это один из первых городов на территории Грузии. За более чем три тысячи лет здесь, в огромной скале из песчаника, было выдолблено более 700 пещер, из которых до настоящего времени сохранилось около 150.
Уплисцихе расположен в 12 км от Гори ниже по течению Куры. На пути к нему перекинут современный вантовый мост.
Город возник в конце II - начале I тысячелетия до н.э., пережил несколько подъёмов и спадов, и был окончательно покинут только в XIX веке.
После освоения человеком плодородных земель нынешней Грузии в эпоху бронзы, языческий культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, расположенном в трёх километрах западнее Уплисцихе. После сильного пожара на Катланисхеви, в самом начале железного века, культовый центр переместился сюда. В Уплисцихе поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого позднее стало колесо.
Так выглядит сейчас главная улица Уплисцихе, который в IV веке до н.э. стал городом.
А это - Священная дорога, проходящая к городу с юго-востока. Справа от неё высится городская стена, представляющая собой отвесный обрыв.
В конце I - начале II века н.э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Стены некоторых из них до сих пор покрыты копотью от очагов.
Рост Уплисцихе связан с формирования Иберии - Восточно-грузинского царства, столицей которого была Мцхета. Уплисцихе являлся храмовым городом, главным культовым центром Иберии. Вот остатки древнейших жертвенников на юго-западном краю города. Археологи обнаружили здесь многослойные следы жертвоприношений животных.
Внизу кадра видны остатки древнего храма, который позже был перестроен в трёхнефную христианскую базилику. В центре сохранилась жертвенная яма для поклонения хтоническим божествам, перекрытая современной решёткой.
Сейчас почти единственные постоянные жители города - многочисленные ящерицы.
Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой. Знаменитое место города - храм «с кессонами».
В устройстве Уплисцихе прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. Сооружение помещений в городе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем - тонкая притирка камня к требуемой форме. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём этот процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность песчаника.
Лестницы в городе заслуживают отдельного разговора. Это могли быть выдолбленные крошечные ниши.
Были вот такие, извивающиеся, с узкими неудобными ступеньками.
Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени: поклонение божеству Солнца, другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и др.
Храм Маквлиани — самый крупный (площадью 300 м²) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.
Стены «Красивого храма» покрыты многочисленными нишами и отверстиями.
Кессоны на потолке одного из храмов.
Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так описал ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок: „Жрецы на почётном месте устанавливали статуэтку богини, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот. Выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне. Священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию.”
Вырезанное лицо на одной из стен.
«Зал царицы Тамары» построен в эллинистическую эпоху, в средневековье переделан в царскую резиденцию.
В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло острое противостояние.
Жрецы и жители Уплисцихе подверглись гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.
В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, самый большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке был перестроен в христианскую базилику площадью около 400 м².
Но ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.
В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.
В раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам.
За храмом в скале выдолблены продолговатые ниши. Возможно, это следы христианских погребений.
В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. В это время столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром царства, предметом борьбы за влияние и престол, стал Уплисцихе. В IX-X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом царства Картли, его население в этот период достигало 20 тыс. человек.
В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение.
В XIII-XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни. Поселение на берегу Куры просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.
Рядом сохранилось старое заброшенное кладбище.
Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище уже никто не селился. Сейчас только коровы пасутся на берегу Куры, где когда-то кипела жизнь средневекового города.
В конце пройдём по тайному тоннелю, ведущему из города на берег реки.
Выход из тоннеля спрятан в том месте, где скала наиболее близко подходит к берегу.
Мимо Кура несёт свои мутные воды.