За последние два года в Москве появилось несколько велоперездов, позволяющих законно не спешиваться не переходе. Проблема в том, что переехать их на велосипеде практически невозможно.
В ноябре 2014 года в ПДД появилась поправка, требующая слезать с велосипеда на пешеходных переходах. Необходимость в спешивании объясняют требованиями безопасности — мол, водитель машины может не заметить быстрый велосипед и не успеет затормозить. Мало того, что мера выглядит избыточной (правило распространяется даже на регулируемые переходы), не особо эффективной (в прошлом году в одной только Москве на пешеходных переходах задавили насмерть 77 человек), так еще и представляет собой классический пример перекладывания ответственности на жертву.
Практически сразу после ужесточения правил начались послабления — в Москве стали делать велосипедные переезды. Сперва в рамках организации велодорожек и велополос — участки, где происходит пересечение велосипедного и автомобильного трафика обозначили красной краской, чтобы привлечь внимание всех участников движения к потенциально опасному месту. А потом аналогичной разметкой стали дублировать обычные пешеходные переходы. Даже там, где никакой другой велоинфрастуктуры нет и впомине. Обычно разметку наносят в рамках программы «Моя улица», так что в центре за последние несколько лет появилось сразу несколько таких велопереездов. Принцип их расположения — загадка. Например, велопереезд есть посередине Чистопрудного бульвара. А на Петровском бульваре у людей требуют переходить улицу пешком.
Почему красная линия сразу решит проблему с неожиданным «выскакиванием» велосипедистов, решительно непонятно. Но в принципе, ничего плохого в велопереездах нет. Наоборот: они лишний раз напоминают водителям, что в городе есть люди на велосипедах, и это здорово. Но есть одна проблема: значительную часть этих переездов совершенно невозможно использовать по назначению, если вы не обладатель горного велосипеда с большим опытом прыжков по бордюрам. Вот, например, Берсеневская набережная, где высота бордюра составляет около 14 см.
Даже там, где строителям удается организовать понижение бордюра в месте пешеходного перехода, велопоезд остается очень высоким. На Болотной набережной его зачем-то пустили через пешеходный островок безопасности. Теперь, чтобы переехать небольшую улицу, надо преодолеть сразу два препятствия высотой 11 и 14 см. Естественно, люди едут в объезд, и не факт, что траектория их движения сколько-нибудь предсказуема для автомобилистов. Вместо того, чтобы сделать поездку на велосипеде удобной и безопасной, такой велопереезд создает дополнительные риски.
Кстати, обратите внимание, что велопереезд ведет с одного тротуара на другой. То есть, поощряет нарушение ПДД, разрешающих движение на велосипеде по тротуарам только в исключительных случая. К тому же в этом месте проходит выделенная автобусная полоса, по которой можно ехать и на велосипеде — это гораздо удобней, чем скокотать по кривым велопереездам.
Еще одно потенциально опасное место находится на Знаменке. Обратите внимание, что пешеходный переход здесь идёт практически на одном уровне с проезжей частью. Зато велосипедный имеет 15-сантиметровый бордюр.
Да и в остальном это потемкинская деревня. Главная проблема Арбатской площади — переправа с Гоголевского бульвара на Никитский. Сейчас человеку на велосипеде предлагается малопривлекательный выбор между спуском в подземный переход и поездкой через тоннель. Велопереезд эту проблему никак не решает.
Еще одна странность в том, что переезды нарисованы выборочно. По логике, между Гоголевским бульваром и Знаменкой тоже должна быть красная полоса велопереезда. А её нет.
Ок, бывают задачи сложные, с первой попытки не даются. Но депармент капремонта, чьи сотрудники занимаются «Моей улицей», не учатся даже на собственных ошибках. Вот один из последних велопереездов. Он прикрыт заборчиком и не зря — ездить здесь на велосипеде действительно не стоит. Разметка почему-то идет только до трамвайных путей. Наверное, предполагается, что велосипедист убьется на рельсах.
Ну а выжившие с неизбежностью упрутся в бордюр высотой 34 см. На сегодняшний день это абсолютный рекорд криворукости. Есть ощущение, что это делается нарочно: коль скоро велосипедисты не хотят спешиваться на переходах добровольно, поставим у них на пути гигантский бордюр.
Бордюрами проблемы велопереездов не ограничиваются. На Сретенском бульваре, рядом со зданием Лукойла, их высота относительно приемлемая — 4-5 см. Зато заезжать на бордюр приходится под углом — рискованный маневр, особенно в сырую погоду или во время гололедицы. Точно такая же картина наблюдается на Никитской площади, #velonation уже писал об этом.
На стыке Яузского и Покровского бульвара предусмотрена возможность левого поворота на велосипеде. Но опять же с риском для здоровья. Человек, ожидающий сигнала светофора, с неизбежностью окажется на линии поворота у машин, идущих с Воронцова поля в сторону Покровки.
На площади Пречистенские ворота появился целый велосипедный перёкресток. Местами он сделан отлично. Вот идеальный велопереезд — он пущен в объезд пешеходного островка, и понижение выполнено как следует. Везде бы так!
Но так далеко не везде. На той же самой площади имеется что-то вроде выделенной велодорожки длинной метра три и без какой-либо разметки. Велопереезд через Остоженку никак не обозначен, хотя велосветофор там стоит, а сама велополоса продолжается на Соймоновском проезде. Это какая-то странная недоделка.
А вот ещё непонятное место, на той же площади. Во-первых, строительный забор здесь явно лишний. Во-вторых, фазы велосветофора не синхронизированы: переехав первый участок улицы, ты застреваешь ещё минуты на полторы в ожидании следующего зелёного сигнала. А в-третьих, почему велопереезд ведет к станции метро, а не на противоположную сторону бульвара, где находится велополоса?
Подводим итоги. Почти все новые велопереезды сделаны плохо. Некоторые просто невозможно использовать по назначению. Остальные — неудобные и травмоопасные. Всё это надо переделывать, и как можно скорей.