Летние Олимпийские игры 2016 г. в Рио-де-Жанейро стали крупнейшим за историю человечества спортивным событием. В них приняли участие более 11 тыс. спортсменов со всего света. Правда, память по себе это мероприятие оставило не самую лучшую, — например, ржавые медали.
На древнегреческих Олимпийских играх победителей награждали котиносами — венками, сплетёнными из ветвей священной оливы, что росла неподалёку от храма Зевса в Олимпии. Когда стараниями барона Пьера де Кубертена античные состязания возродились, отмечать занявших призовые места начали медалями.
Сперва на медали высшего достоинства откровенно не скупились. На Олимпиадах 1904, 1908 и 1912 г. победителей в каждом разряде состязаний удостаивали относительно небольшой медали из чистого золота, занявших второе место — настоящей серебряной, третье — бронзовой.
Первая мировая война, послевоенная разруха, Великая депрессия и прочие нерадостные события XX века заставили перейти от золота к позолоте. Бронзовые медали так и остались бронзовыми (95% меди, 5% цинка), серебряные — серебряными (не ниже 925-й пробы). А вот за первое место теперь вручают серебряный кругляш, покрытый тонким слоем самого желанного во все века металла. На долю золотого слоя приходится не более 1,2-1,5% от общей массы медали. И всё же, в соответствии с олимпийским регламентом, золота 999-й пробы в ней должно быть не менее 6 г.
Монетный двор Бразилии выпустил к играм 2016 г. 2488 наград: 812 золотых, 812 серебряных и 864 бронзовых. Увесистые диски диаметром 85 мм и массой в полкилограмма стали самыми тяжёлыми медалями за всю историю летних Олимпиад. Каждая золотая награда, по утверждению официальных лиц, содержала, как и положено, 6 г 999-го золота в виде покрытия, а на оставшиеся 494 г состояла из 925-го серебра.
Интересно, как накануне старта игр бразильский Монетный двор рекламировал эти вожделенные для каждого спортсмена изделия. Материалы, которые применялись при создании медалей, должны были символизировать «устойчивость и доступность», что бы под этим ни подразумевалось.
Так, более 30% пошедшего в дело серебра было добыто переработкой амальгамы старых зеркал, технического припоя и даже фотопластин для отживших свой век рентгеновских аппаратов. В процессе выплавки золота для олимпийских медалей не применялась, как утверждал Монетный двор, губительная с экологической точки зрения ртуть.
Впрочем, время показало, что педантичные выкладки бразильских монетных дел мастеров не так уж строго соответствовали действительности. Не прошло и года с момента завершения летних игр-2016, а уже более 80 атлетов из одних только США (свыше 130 по всему миру) вернули завоёванные медали в свои Олимпийские комитеты — с тем, чтобы те передали их непосредственному изготовителю. Для замены.
Причина банальна: потеря олимпийскими медалями товарного вида. На поверхности ряда добытых в суровой борьбе металлических кругляшков стали появляться какие-то тёмные потёки; золотое (или всё-таки «золотое»?) покрытие местами отслаивалось, возникала даже откровенная бурая ржавчина.
Представитель бразильского оргкомитета Марио Андрада попытался успокоить общественность, заявив, что проблемы наблюдаются лишь у 6-7% вручённых победителям медалей. Что причина, скорее всего, в неаккуратном обращении, которое приводит к повреждению защитно-декоративного лака — из-за чего и возникает ржавчина. А ещё некоторые медали победители, мол, увезли в страны с чрезвычайно холодным климатом, — но выплавлялись-то эти изделия практически на экваторе!
Тот факт, что золото в нормальных условиях, том числе и на Северном полюсе, не подвержено коррозии, а серебро хотя и может почернеть, но уж никак не покрыться ржавчиной, синьор Андрада не принял, верно, во внимание. Более того, неоднократные олимпийские призёры в один голос заявляют, что все предыдущие полученные ими медали — как уж только с теми ни обращались родственники, друзья и знакомые атлетов, — в столь плачевной форме никогда не оказывались.
Игры 2016 г. в Рио вообще оставили по себе довольно тягостное впечатление. Потратив на подготовку более 12 млрд американских долларов, Бразилия не смогла найти применение значительной части возведённых к Олимпиаде объектов — и ещё долгое время по завершении состязаний продолжала выплачивать долги по занятым на их возведение средствам.
Не получая достаточного финансирования из бюджета, не найдя частного инвестора, олимпийские стадионы и бассейны, часто выстроенные с нарушением технологий и при предельной экономии средств, начали (и продолжают по сей день) стремительно ветшать и разрушаться. Стоит ли в этой связи удивляться ржавеющему «золоту» игр?