Найти тему

Может ли ребенок стать наркоманом: факторы риска

Оглавление

Отвечает руководитель международного центра аддиктологии.

Условия, при которых риск употребления наркотиков повышен. Обычно несколько факторов сочетаются между собой:

Семейное неблагополучие

У неблагополучной семьи может быть любое социально-экономического положение.

В семьях, где повышен риск наркомании у детей:

  • Родители ведут себя инфантильно, безответственно и непредсказуемо;
  • Между членами семьи дистантные отношения, нет близости и доверия. Проблемы замалчиваются. В таких семьях родители “не замечают” явных признаков наркомании чада;
  • Поддерживается положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Существуют алкогольные традиции: детям наливают шампанское на праздник — “чтобы чувствовали себя как взрослые”, много одобрительно шутят на эту тему;
  • Кто-то из родственников употребляет наркотики;
  • В семье практикуется физическое, сексуальное или эмоциональное насилие;
  • Потребностями ребенка пренебрегают;
  • Родители самоутверждаются за счет ребенка: требуют от него идеальности и соответствия высоким ожиданиям;
  • Родители вообще не интересуются жизнью ребенка; он растет как сорная трава;
  • В семейной истории есть случаи алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, суицида.

Неблагополучная семья может внешне выглядеть очень прилично: родители занимают высокое положение в обществе, а внутри происходят страшные процессы.

Неблагоприятное окружение

Район проживания, школа, друзья, соцсети оказывают свое влияние, часто разрушительное:

  • Районы с высокой плотностью населения и повышенным уровнем преступности, наличие люмпенов по соседству повышают шансы ребенка на плохую компанию;
  • Система среднего образования. Психологическая безграмотность, лицемерие, профессиональная непригодность, неумение решать конфликты с помощью переговоров — качества большинства учителей. Традиция педагогов общаться с ребенком в унизительной манере, поощрение травли в коллективе, отсутствие адекватной информации о наркотиках (применяется только метод запугивания) делают школу неприятным местом. Подростку нужно сильно постараться, чтобы у него не пропало желание учиться. Отсутствие диалога с родителями, бессмысленные требования и запреты, неуклюжая пропаганда архаичных ценностей не добавляют авторитет школьной системе. Если попытаться понять чувства детей, которые не по своей воле каждый день много лет вынуждены в ней находиться, становится понятен их протест. Самый простой способ бунта — употребить вещества, о вреде так уныло талдычат на скучных уроках;
  • Ощущение у подростка жизненного тупика. Понимание, что на свои жизненные перспективы он никак не влияет, существующую ситуацию не изменит. Если он понимает, что никогда не сможет получить хорошее образование и интересную работу, впереди только безнадега — ему проще забыться в синтетическом или алкогольном угаре;
  • Социальные сети. Во френдленте подростка, в закрытых группах или даркнете предлагают и рекламируют одурманивающие вещества. Это дополнительное искушение — но если у ребенка есть здоровая привязанность и уважение в семье; есть дело, которым он увлечен, авторитетный педагог или тренер — интернет не сможет сделать его наркоманом. Влиянию в интернете склонны поддаваться люди, у которых уже есть в жизни неблагополучие.

Если члены семьи готовы работать с грамотными психологами, психиатрами, педагогами, социальными работниками — у них есть возможность оздоровить отношения между собой .

Повышать уровень жизни, снижать уровень преступности, устраивать безопасный досуг для молодежи, обеспечивать систему социальных лифтов и менять систему образования не может даже активная общественная организация, это прямая обязанность государства.