Сайт стал для каждой образовательной организации (школа, детский сад, дом творчества, музыкальная школа…) не просто модным и престижным атрибутом, а элементом обязательным, регулируемым законодательством.
Причём законы и подзаконные акты говорят не только об обязательности сайта, а регулируют его структуру, содержание, периодичность обновления… вот такое большое значение уделяют власти этому вопросу. Но время от времени (особенно, во время очередной корректировки после выхода новых нормативных актов) возникает вопрос: а соответствуют ли ресурсы, время, силы, затраченные на содержание и ведение школьного сайта, его результативности и полезности?
Иными словами, каков КПД школьного сайта? Я уверен, ответы будут разными в зависимости от того, с какой стороны смотреть. Руководство «над школой», несомненно, приведёт множество аргументов «за» и докажет высокую эффективность сайта. Я, между прочим, тоже не «против». Более того, ещё до введения обязательности сайта для школы я делал сайт для своей школы.
Но, давайте по порядку.
Когда в школах появились компьютеры, а потом – и доступ в Интернет, постепенно мы осознавали, что его нужно использовать максимально, в том числе и через собственные сайты. Власти это тоже быстро поняли, и обязали школы завести сайты. Пока без всяких регламентаций, только нужно было сделать раздел «КПМО», где отражался ход выполнения программы модернизации образования.
Я занимался сайтостроением. Правда, исключительно на любительском уровне, без изучения кодов и других прелестей программирования. И могу сказать, что создание сайта – работа сложная и, если хотите хорошего результата, должна делаться профессионалом. Понятно, что профессионалы стоят дорого. И тогда нам нашли выход: предоставили бесплатный конструктор сайтов (с очень ограниченными возможностями). Провели, как водится, обучение, и…вперёд!
И вот просторы Интернета заполонили однообразные и, извините, убогие сайты наших школ. Про содержание лучше вообще не говорить.
Были исключения. Если в школе находился энтузиаст или человек, знакомый с веб-программированием, то пытались создать что-то более привлекательное по дизайну и структуре. Были исключения и по содержанию, но это опять – на энтузиастах. Я сам прекрасно помню, когда был учителем, ответственным за сайт, как все мои коллеги упорно сопротивлялись давать материал для наполнения сайта. И я их понимал: они просто далеки от этой темы. И сейчас проблем с этим хватает. Но уже примерно половина коллектива проявляет инициативу, предлагает материалы, даже начали делать свои сайты.
У этого конструктора есть ещё одна очень удивительная особенность – он «офлайн»! То есть на компьютере запускается программа (редактор), заполняются нужные материалы, что-то корректируется, сохраняется НА КОМПЮТЕРЕ, а потом выгружается в сеть. В начале 2000-х это казалось нормальным. Через лет пять это уже напрягало (особенно, когда «убогость» стала бросаться в глаза). Сейчас это всё равно, как патефон среди цифровых плееров. А ведь таких сайтов ещё очень много, и именно в сельских школах.
Меня это очень не устраивало. Даже в том плане, что я не могу быстро что-то поправить или выложить свежий материал. И это при том, что весь Интернет уже давно «онлайн». Стал искать варианты: сначала бесплатные платформы (скудный инструментарий, реклама), потом платные. В итоге сейчас сделал сайт на платформе именно для школьного сайта, но с неплохими возможностями, в соответствии со всеми требованиями законодательства и, естественно, с возможность редактировать с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Платформа платная, сумма небольшая – 1350 руб. в год. По опыту сайтостроения скажу, что это совершенно нормальная цена. Сюда входит и регистрация доменного имени, и оплата сервера, и техподдержка. Если заинтересовало – ищите эту платформу в Смоленской области, там почти все школы на ней свои сайты располагают.
По поводу прошлого «бесплатного» конструктора вспомнился такой момент: в 2014 году (по-моему) появилось требование сделать версию сайта для слабовидящих. Директора, далёкие от веб, стали писать письма в техподдержку конструктора. Я полез на форумы программистов. Нашёл нужный скрипт и даже установил его на сайт. Не очень современно всё это работало, но требования закона выполнены. А что же ответили разработчики (или продавцы) конструктора? Такая возможность, оказывается есть в функционале конструктора, но она платная! Платить никто не стал – поднялась «шумиха», Министерство как-то договорилось, и всё подключили бесплатно.
(Посещает меня одна не очень толерантная мысль – как бы узнать, сколько слабовидящих за все эти годы посетили школьные сайты)
Потом стали появляться рекомендации к наполнению сайта. И, наконец, вышли требования к структуре сайта т его содержанию. Конкретно – раздел «Сведения об ОО».
Ну и ладно. Заполнили, справились. Но теперь школьный сайт стал чуть ли не главным показателем работы школы. Не дай Бог, вовремя не выложили очередной Приказ по ГИА (ученики же нам не поверят, они на сайт пойдут про сроки подачи заявлений читать), не объявили о начале зачисления в первый класс (в сельской школе это очень актуально, мы иногда первоклассников видим первый раз 1-го сентября).
А если вы не указали, на каком языке ведётся преподавание, то практически разрушили всю систему образования! Я подозреваю, что какие-нибудь англичане или шведы давно мечтают поучиться в наших школах, но языку (русскому) не обучены. Они-то и отслеживают информацию на сайтах, и как только найдут тот, где не написано, что учат на русском, туда все и кинутся!
Очень кстати, удобная штука: не выходя из кабинета, чиновники держат под контролем всю нашу деятельность. И они «при деле», и нам расслабляться не дают. Всем же уже известно, что сейчас основная деятельность школы – ведение документации «в соответствии с требованиями законодательства» и выполнение регламентирующих писем. Мне иногда кажется, что если школа перестанет вести уроки, но будет всё вовремя правильно заполнять и отчитываться, вышестоящие органы очень долго этого не заметят, даже, может, хвалить будут. Родители только могут помешать.
В этом плане школьный сайт стал действительно эффективным и удобным. Но только ли для этого он создаётся? А как используется сайт учителями? На своём – смотрят иногда новости. На чужих – тоже новости, но реже. Я сам иногда ищу контакты какой-нибудь школы и … списываю, то есть использую накопленный опыт создания локальных актов. Родители? В городах не знаю. У нас на школьный сайт родители не ходят. Ученики? Опять же новости, если там фото выложены и если я им об этом скажу.
Я многое понимаю: и законы нужно знать и исполнять, и от веяний времени не отставать. Но всё-таки нужно правильно расставлять приоритеты. В школах накопилось много довольно серьёзных проблем, реально влияющих на качество образования: перегруз учителей, безопасность, всевозможные «мероприятия», прерывающие учебный процесс…. Но это же систему нужно отлаживать. Куда проще проверить сайт, указать на «недопустимые» нарушения и потребовать отчёта о выполнении. А нам приходится всё бросать и тратить время на срочное выполнение очередного предписания.
Прошу прощения у читателей: статья получилась большая и немного сумбурная. Но если вопрос давно волнует, много об этом думаешь, то и мысли «роятся», хочется сказать всё и сразу.
Терпения Вам и успехов!