Друзья, я уже писал про такое психологическое явление как “откат” (здесь имеется в виду возвращение “на прежние позиции” при отработке нового психологического навыка). И сейчас хочу сделать еще одно важное пояснение по этому явлению. Оно настолько важное, что именно это знание может помочь многим людям не вляпываться в этот самый “откат” и приводить себя к желанным изменениям в личности быстрее и надежнее.
А именно, я опишу вам общий сценарий начала отработки какого бы то ни было навыка у любого человека, покажу, где именно “то самое тонкое место” (где обычно все и рвется) и поясню, что можно сделать для усиления этого “тонкого места”, чтобы отработка нового навыка таки продолжилась и увенчалась успехом.
Итак, как это бывает:
1. Сначала происходит то, что в народе называют “петух жареный клюнул”. Т.е. жил-жил человек с какой-то своей личностной особенностью, и эта особенность особенно ему не мешала. Но вдруг обстоятельства сложились таким образом, что стало очень плохо, и человек оказался лицом к лицу с необходимостью: либо надо что-то в себе менять, либо будет еще хуже. И человек начинает разбираться и меняться.
Пример: Представьте, что у человека была такая привычка: напрягать губы по поводу и без повода. Ну, напрягает и напрягает — тоже нам невидаль. Если бы не одна особенность: напряжение губ возникало чаще всего при общении с другими людьми. И пока человек общался “в пределах разумного” — это напряжение утомляло, да, но было чаще всего некритичным. А тут вдруг у человека изменились жизненные обстоятельства (он устроился на руководящую должность), общение стало частым, напряжение, соответственно, тоже стало давать о себе знать значительно чаще. И тут человек вдруг заметил, что, оказывается, его лицо очень сильно устает уже к середине дня, а в добавок ко всему, усилились боли в животе и изжога (потому что связка “напряжение лица — эмоциональное напряжение — пищевые расстройства” срабатывает очень четко). Человек сходил к психологу (или посоветовался со сведущими друзьями) и вдруг с помощью взгляда со стороны понял, что у него большую часть времени дико напряжены губы. Привычку увидел, осознал, теперь надо работать над формированием новой привычки: расслабленные губы. Решение принято. За дело!
2. Осознав проблему и запланировав первые шаги, человек окунается в личностную работу с головой. Да, когда припечет — люди бывают очень активны. Человек ищет упражнения, пробует их на практике, “затачивает” найденные упражнения под себя и даже придумывает новые. Он полон энергии и энтузиазма. И необычные изменения, которые происходят с ним при отработке нового навыка, прибавляют дополнительных сил. У человека инсайт за инсайтом, он с горящими глазами носится с “новым откровением”, удивляясь, как много людей вокруг страдают от этой же проблемы и сами того не замечают. Люди, не просившие новоиспеченного “адепта новой веры” о помощи, шарахаются от его настойчивой проповеди и советов, а сам человек прыгает от радости и ощущает себя “освободившимся”: новый навык помогает взглянуть на всю свою личность по-новому, ощущение внезапно открывающихся возможностей самоизменения — одурманивает. Прям Будда во плоти!
Пример (продолжая тему с “напряженными губами”): Так вот, наш герой, осознав всю пагубность привычки держать губы напряженными, начинает учиться их расслаблять. Сначала это непривычно, но даже сквозь дымку этой непривычности ясно чувствуются первые бонусы: ощущение усталости вдруг проходит, и человек неожиданно для себя ощущает, будто прежние “ограничения в общении” куда-то растворяются. Там, где раньше во время беседы было чувство какого-то экзамена и тревожного напряжения, сегодня вдруг образуется чувство легкости и приятного пофигизма на тему “что обо мне подумают”. Человек чувствует, как вместе с губами расслабляется живот и другие неожиданные, ранее напряженные участки тела. Силы прибывают, жизнь играет новыми красками. “Надо же, — думает человек, — я всего лишь расслабил губы, а какие сразу получил личностные изменения: даже такие, о которых не подозревал. Это что же будет дальше, если я продолжу в том же духе? Мама мия!”. И, что характерно, человек продолжает, и радуется новым открытиям. И даже экспериментирует с расслаблением других частей лица и тела: обнаружил также напряжение в переносице, меж бровей, расслабил его — и мир вдруг предстал в более радужных тонах. Боже, сколько еще впереди открытий!
3. Но как бы вы ни были воодушевлены своей личностной работой и своими преображениями, всегда, рано или поздно, наступает этот, неуклонно следующий, этап, который условно можно назвать “замыливание”. И вот тут начинается то самое “тонкое место”, поэтому замедлимся и рассмотрим этот момент подробнее.
Что происходило с человеком на предыдущем этапе? — Он был, с одной стороны, заряжен на изменения навалившимися на него проблемами и неприятностями, а с другой стороны, был приятно опьянен новыми ощущениями свежести и манящими горизонтами собственных новых возможностей. Каждое выполнение намеченного упражнения было связано с яркими впечатлениями, которые буквально “кричали” о себе, не сдерживаемые пока еще явлением под названием “автоматичность восприятия”. Автоматичность восприятия — это совершенно нормальное состояние для любого человека, и поэтому бояться его и заламывать по этому поводу руки не стоит (”Ах, господи, у меня автоматичность! К врачу!”). Именно благодаря автоматичности восприятия наша психика не перегружается, привычные вещи нашей жизни “обрабатываются” фоном, на автомате, и человек открыт новым впечатлениям и другим важным моментам. Но у автоматичности, да, есть один нюанс: хорошие вещи в жизни и в личности, став привычными, тоже попадают в реестр “автоматического восприятия”, и поэтому перестают явным образом замечаться. Т.е. как бы “уходят в тень”. И вот здесь — как раз тот самый важный момент, будьте внимательны, читайте и вдумывайтесь (попутно вспоминая, как это было у вас, и не раз). Итак, человек отрабатывал свой навык, отрабатывал, и наступил момент, когда прежде свежее ощущение новизны от новых действий — пропало. В смысле, отработка навыка как бы продолжается (вроде бы), все как и раньше. Но вот этих “вау!” и “ничоси!” — уже нет. Привык. И возникает даже вопрос: “А я продолжаю отрабатывать этот навык? Или я забросил и вернулся на прежние позиции?”. Человек, пытаясь найти ответ, пытается вновь обратиться к чувствам, а они молчат. Укрылись одеялом “автоматичности”. И вот тогда возникает возможность пойти по одному из двух путей:
4.а. Человек, потеряв ощущение новизны при отработке навыка, “отпускает” ситуацию и начинает жить автоматически. Т.е. он решает, что, видимо, навык уже отработался, и поэтому никаких дополнительных усилий по отслеживанию прилагать уже не нужно. Пусть дальше будет как будет. И, что примечательно, некоторые результаты действительно сохраняются на время, что опять же приводит к мысли, что “вот оно, свершилось!”. Однако какое-то время спустя человек вдруг может обнаружить себя “там же, где и был”: т.е. незаметно, каким-то образом старые привычки, которые он изначально пытался заменить, снова вернулись (не полностью, но в основном), а новые навыки, отрабатываемые поначалу с таким рвением, оказываются вновь в зачаточном состоянии, будто над ними никто и не работал. И человек думает: “Блин, все без толку!”, после чего, бывает, опускает руки. Или опять принимается за отработку, но уже с меньшим энтузиазмом, а даже, скорее, с обреченностью: “Вот, поработаю опять, а оно опять вернется. Что же делать?”.
Пример: Человек осваивал расслабление губ, достиг хороших результатов, но потом к расслабленным губам как-то попривык, и стал уделять им внимание все меньше и меньше. Чувства новизны от тренировки расслабленности уже не было, возникло ощущение рутины, привычности, и человек решил, что “уже все, отработал”. И, действительно, губы он теперь стал напрягать гораздо меньше и реже, что тоже можно посчитать результатом. Но дело в том, что он отработал расслабление губ не во всех жизненных ситуациях, в которых раньше привычно напрягался. И это значит, что результат у него получился “серединко-наполовинковый”: т.е. теперь для него, например, стало привычным расслаблять губы в переговорах с шефом и в беседах с коллегами по работе, но одновременно с этим осталась привычка напрягать губы в тревожных разговорах с родителями и в жарких спорах с давнишними друзьями-одноклассниками, плюс, привычно напрягаются губы при походах в поликлинику и другие государственные учреждения, которые, кстати, этот человек во время отработки упражнения на расслабление губ по стечению обстоятельств не посещал. И это значит, что он напряжение губ в разговоре с мамой воспринимает теперь так же автоматически, как и расслабление губ в разговоре с шефом. Понимаете, в чем подвох? И вот уже наступает момент, когда наш герой, напряженно поговорив с мамой, потом разговаривает с коллегой по телефону, а губы остаются напряженными еще после разговора с мамой. И происходит “распространение привычки”, и мы снова смотрим блокбастер “Напряженные губы возвращаются — 2”. А почему же не происходит “распространение привычки” наоборот, в сторону расслабленных губ? — спросите вы. А я отвечу так: да, и в другую сторону это возможно, особенно если окружение этому способствует (например, теперь человек общается только с теми людьми, которые своими расслабленными мышцами вокруг губ показывают ему фоном пример, как нужно расслабленно общаться). Но вы учтите, что на формирование старой привычки у человека ушла вся его предыдущая жизнь (и есть мышечная память о большом количестве ситуаций с напряженными губами), а на формирование новой привычки расслаблять губы — ушел от силы месяц, может, чуть больше. Вся жизнь — или месяц: как вы думаете, где сила привычки больше, на чьей стороне мышечная память? — Вот то-то и оно. Поэтому при “отпускании вожжей” постепенно возьмет свое, как вы догадались, та привычка, у которой больше вес опыта и времени. Т.е. — старая.
4.б. А вот другой путь: когда человек, потеряв ощущение новизны при отработке упражнения, оставляет отработку у себя на сознательном контроле, но теперь уже обращает внимание не на “ощущения-ухтышки”, а на другие, объективно наблюдаемые признаки. Это признаки, по которым, не сильно напрягаясь, можно четко проследить, действуешь ли ты в рамках нового навыка, или сбился на прежнюю колею.
Пример: Человек отрабатывал-отрабатывал расслабление губ, а потом привык. И ему кажется, что “уже все, дело в шляпе”. Но, чтобы держать руку на пульсе, он, зная об автоматичности восприятия привычного, отмечает для себя другие признаки, чтобы продолжать отслеживать свою отработку навыка уже в фоновом режиме, но по-прежнему внимательно. Например, он запоминает внутреннее мышечное ощущение от расслабленных губ, и периодически (по напоминалкам в телефоне или еще каким-то способом вспоминая) как бы “просыпается” во время занятий другими делами и просто сверяется с “эталонным” признаком: “Ощущение в губах такое, как при расслабленных, или что-то напряглось?”. И если заметил напряжение — снимает его и возвращается к расслаблению. Или, еще вариант: человек, вдобавок к ощущению расслабленных губ, запоминает еще и как они выглядят. Смотрит дома во время расслабления в зеркало — и запоминает. И если когда-то, увидев себя в отражении, он видит другой рисунок мышечного напряжения у себя на лице — человек опять “просыпается” и приводит свое лицо “в порядок”. Таким образом, человек, найдя себе легко наблюдаемые и несложные “контрольные” признаки, продолжает отслеживать свою отработку нового навыка достаточно внимательно, хотя при этом чувство новизны и куража может быть уже далеко не всегда (или не быть вовсе). А между тем, привычка продолжает формироваться, закрепляясь во все новых и новых ситуациях. За человека играет самый важный в формировании новой привычки фактор — время.
Потом, когда проходит еще какое-то время, человек, ни разу за, допустим, последний месяц себя “не поймав” на откате к старым позициям, может принять решение отслеживать новую привычку реже. Например, он может обращать внимание на контрольные признаки не несколько раз в день, а всего лишь раз. А потом раз в неделю. А потом раз в месяц. И так до полной и окончательной победы. Но и даже в случае этой самой победы человеку следует помнить, что даже за хорошо отработанной привычной нужно время от времени “следить”. У многих людей, занимающихся личностным ростом, образуется даже эдакий “чек-лист”, связанный со многими отработанными полезными привычками и позволяющий отслеживать, не “засорилась” ли личность какими-то “грязными” привычками со стороны, из окружения. Это такое “личностное ТО (техническое обслуживание)”, через которое стоит периодически себя проводить, чтобы ловить потенциальные проблемы еще на стадии зарождения, а не когда уже серьезная поломка.
Итого, резюме:
1. Отработка нового навыка в самый сложный свой период, как правило, идет на всех парусах благодаря эмоциональному энтузиазму. И это хорошо, потому что это позволяет человеку “проскочить” этот период отработки личностного навыка на полном ходу.
2. По мере отработки новый навык становится привычным. И поэтому эмоции новизны и открытий перестают быть надежным индикатором интенсивности отработки. Если в этот момент отработку прекратить, то и результаты через какое-то время могут сойти на нет. И придется начинать с начала, но уже с меньшим зарядом, а сил при этом понадобится больше.
3. Для того, чтобы отката не происходило, в момент эмоционального привыкания к навыку и включения “автоматичности восприятия” нужно функции контроля за отработкой перенести с эмоций — на наблюдаемые (легко наблюдаемые) признаки. Ориентируясь на них, вы сможете поддерживать нужный градус отработки навыка и при этом не пропустите важных моментов, в которых навык нужно “заточить” дополнительно. И это укрепит вас в новой полезной привычке еще больше!
4. По всем важным привычкам, формирующим основу вашей хорошей жизни, держите в голове свои “индикаторы”, и периодически по всем ним сверяйтесь: все работает как надо? Или что-то вдруг начинает барахлить? Чем раньше заметите — тем меньше восстанавливать. Профилактика всегда лучше, чем лечение.
P.S. И помните о главном индикаторе: радость! Если радость есть — значит, все работает как надо :)