Найти тему

Я не такой как ты. (Уголок инструктора)

На одном из предметов философского профиля в университете нам преподавали концепт границы. «Философия культуры» держится на этом концепте. Чтобы различать культуры, должна быть граница, где моя культура заканчивается и начинается чужая, чуждая мне земля. Без этой границы невозможно ощущать свою самобытность, уникальность, неповторимость. Для того чтобы мне осознать, что у меня есть своя культура – я должен столкнуться с культурой другого. Без другого – не существует и меня.

По аналогии с этим концептом: моя самоидентификация происходит только через других людей. Другие позволяют мне чувствовать мою уникальность. Розанов по этому поводу писал, в контексте религиозного подаяния нищим, что подающий нуждается в нищем больше, чем нищий нуждается в благотворителе. Чтобы мне почувствовать себя щедрым, должен быть тот, кто будет находиться по ту сторону границы. Профессор Пермяков говорил, что без студентов, он как преподаватель – не может состояться. Он придет в кабинет и, если не будет тех, кто будет его слушать, то он просто мужик в помещении.

Современная «модная» йога приобретает ту же специфику. Чтобы гордиться, тем, что ты занимаешься йогой - должны быть те, кто ведут нездоровый образ жизни. Чтобы быть вегетарианцем должны быть те, кто едят мясо. Чтобы чувствовать себя духовным должны быть те, кто ведут бездуховную жизнь и т.д. Поэтому, когда я сталкиваюсь с людьми, которые активно пропагандируют свой образ жизни и осуждают мой, мне всегда приходит мысль о том, что через меня они пытаются утверждать свои принципы, свою отделенность от меня. Утверждать, что «Я не такой как все», как ты, как она, как они и другие подобные.

«Я не такой как все» - пустое утверждение, если нет «всех». Противопоставление существует только там, где есть две стороны. Поэтому нужно различать, откуда идет твоё желание чем-либо заниматься. К примеру, если ты занимаешься йогой и осуждаешь всех, кто курит, пьет и есть всякую фигню, то вероятнее всего, ты за счёт всех этих людей пытаешься самоутвердиться. Строишь свою йогу на противопоставлении «Я» и «все остальные». Неспособность принять других и выливается в «агрессивную» йогу, вегетарианство, религиозность, «яжмать» направление, клуб ненавистников собак и т.д. Это свойственно подростковому бунту. Борюсь против ____ (сюда можно вписать всё что угодно).

Совсем другое дело, когда твоё занятие йогой – это личное решение, которое касается только тебя. Занимаешься йогой не вопреки всему отсталому и умирающему человечеству, а потому, что чувствуешь в этом потребность. Ты её не навязываешь, не цокаешь языком, если видишь, как кто-то кушает гамбургер, не закатываешь глаза на курящего, не выражаешь своё «фи» на пьяного человека. Понимаешь, что у каждого своя судьба и ты «ответ» несешь только за себя.

Граница помогает понять, что отличает тебя от других. Но эта отделенность от других не обозначает войну с ними. Подросткам эта война нужна, чтобы лучше разобраться в себе, выкристаллизовать свой характер. Но в зрелом возрасте в этом уже нет большой необходимости. Каждый человек вырабатывает свои принципы, характер, стратегии поведения и это хорошо. Мир – многообразен. В нём есть место всему. Без голода – нет насыщения. Без тьмы – нет радости Свету. Без смерти – нет жизни. Я не такой как ты, но мне радостно от этого, потому что ты другой. Другое «Я». Только с другим – ты можешь стать и оставаться собой. Это важно для понимания себя и того, чем ты занимаешься. В том числе и в занятиях йогой.