"Но только не я, я весел и пьян, минуту ещё, мой ветер не стих, мне нравится здесь, в королевстве кривых" (С) Пикник.
Привет, камрады. Есть такой странный дом на улице с пролетарским красным названием Рабочий городок дом 30. Мало кто про него знает и обращал на него внимание, даже те, кто живут здесь тоже мало обращают на него внимание.
Итак, чем же интересен этот домик? А тем, что это бывшая церковь Всех Святых Печерских, являющаяся частью некогда огромного Покровского женского монастыря.
Далеко не все знают, что улица Сакко и Ванцетти прежде именовалась Большой Девиченской и район этот назван Девичок в честь этого самого женского монастыря. А основан Покровский монастырь аж в 1623 году старицей Марфой и 30ю сёстрами и расположен был ниже Воронежской крепости и выше Успенского собора. Монастырь владел не хилым имуществом по тем временам, у него были свои крепостные крестьяне, платившие немалый оброк. Но пришёл Царь Пётр первый, который, как вы знаете, после поражения под Нарвой решил перековать колокола на пушки. В Воронеже, который стал колыбелью русского флота, он выпилил Успенский монастырь и объединил его с Акатовым. Покровскому тоже досталось. Мало того, что он лишился части своих крестьян, так ещё и пришлось ему переселиться с насиженного места очень далеко (Местоположение Акатова Монастыря считалось тогда "далеко" и "глухомань"). Ктому же царь запретил принимать в монахини женщин моложе 30 лет (указ действовал до 1741), в добавок монахиням нельзя было шататься по дворам безвременно под страхом жестокого наказания и штрафа. У Петра тут верфи и куча мужиков, а тут монашки молодые в зоне видимости, непорядок. В 1751 году в монастыре появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери. При Екатерине II у монастыря отняли крестьян, и церковные владения. Да и вообще, по мнению царицы монастырей было и так слишком много на единицу площади и епископу Тихону было разрешено оставить только один. Он выбрал Покровский, в котором на тот момент было 17 насельниц. Новых монахинь принимали только при условии, если она отдаст значительную (а можно и всю) часть своего имущества в пользу церкви на пропитание и строительство своей кельи. В конце XVIII века в монастыре проживало более 50 человек. Поскольку в монахини шли только богатые женщины, у монастыря появилась своя прислуга, даже свой небольшой бизнес. Каждая монахиня строила себе келью - отдельный домик, в результате чего монастырь превращался в небольшой городок - эдакое государство в государстве. На послушании монастыря были генеральские и купеческие дочки, которых в своё время не успели выдать замуж. Преосвященный Арсений II в предписании четко оговаривал права настоятельницы: «Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию. А порученные ей обязываются иметь ей послушание, сохранять в послушках кротость и смирение». В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек.
Ну и перейдём плавненько к нашему объекту - Церковь Святых Печерских. Она была построена рядом с домом игуменьи в 1832—1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784—1854), который сам не приезжал, а просто дал свои чертежи, ну а наши строители построили всё как надо. Проспонсировал проект сам губернатор Дмитрий Никитич Бегичев (при котором появился памятник Петру I), сестра которого Варвара была игуменьей монастыря и носила имя Смарагда. На тюркском «смарагда» – это «бриллиант». Ну а имя не даётся никому просто так. Сама она была очень интересным и творческим человеком, несмотря на то, что была игуменьей, любила живопись и поэзию, читала И.С. Никитина, была очень образованной для жительницы провинциального города. Именно ей и принадлежала идея привлечь столичного архитектора.
В настоящее время в здании проводится ремонт. Что станет со старой лепниной и что будет дальше - мне не известно, но пока ещё есть возможность, рекомендуем сходить и посмотреть на этот интересный артефакт истории нашей страны.
Кстати, это не единственный подобный артефакт - ещё одна малоизвестная бывшая церковь в Воронеже для внеклассного чтения.