Найти тему

Теневая сторона Воронежа - загадочный дом-гарем или церковь всех Святых Печерских

"Но только не я, я весел и пьян, минуту ещё, мой ветер не стих, мне нравится здесь, в королевстве кривых" (С) Пикник.

Привет, камрады. Есть такой странный дом на улице с пролетарским красным названием Рабочий городок дом 30. Мало кто про него знает и обращал на него внимание, даже те, кто живут здесь тоже мало обращают на него внимание.



Фото 1.
Фото 1.


Фото 2.
Фото 2.

Итак, чем же интересен этот домик? А тем, что это бывшая церковь Всех Святых Печерских, являющаяся частью некогда огромного Покровского женского монастыря.



Фото 3.
Фото 3.

Далеко не все знают, что улица Сакко и Ванцетти прежде именовалась Большой Девиченской и район этот назван Девичок в честь этого самого женского монастыря. А основан Покровский монастырь аж в 1623 году старицей Марфой и 30ю сёстрами и расположен был ниже Воронежской крепости и выше Успенского собора. Монастырь владел не хилым имуществом по тем временам, у него были свои крепостные крестьяне, платившие немалый оброк. Но пришёл Царь Пётр первый, который, как вы знаете, после поражения под Нарвой решил перековать колокола на пушки. В Воронеже, который стал колыбелью русского флота, он выпилил Успенский монастырь и объединил его с Акатовым. Покровскому тоже досталось. Мало того, что он лишился части своих крестьян, так ещё и пришлось ему переселиться с насиженного места очень далеко (Местоположение Акатова Монастыря считалось тогда "далеко" и "глухомань"). Ктому же царь запретил принимать в монахини женщин моложе 30 лет (указ действовал до 1741), в добавок монахиням нельзя было шататься по дворам безвременно под страхом жестокого наказания и штрафа. У Петра тут верфи и куча мужиков, а тут монашки молодые в зоне видимости, непорядок. В 1751 году в монастыре появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери. При Екатерине II у монастыря отняли крестьян, и церковные владения. Да и вообще, по мнению царицы монастырей было и так слишком много на единицу площади и епископу Тихону было разрешено оставить только один. Он выбрал Покровский, в котором на тот момент было 17 насельниц. Новых монахинь принимали только при условии, если она отдаст значительную (а можно и всю) часть своего имущества в пользу церкви на пропитание и строительство своей кельи. В конце XVIII века в монастыре проживало более 50 человек. Поскольку в монахини шли только богатые женщины, у монастыря появилась своя прислуга, даже свой небольшой бизнес. Каждая монахиня строила себе келью - отдельный домик, в результате чего монастырь превращался в небольшой городок - эдакое государство в государстве. На послушании монастыря были генеральские и купеческие дочки, которых в своё время не успели выдать замуж. Преосвященный Арсений II в предписании четко оговаривал права настоятельницы: «Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию. А порученные ей обязываются иметь ей послушание, сохранять в послушках кротость и смирение». В начале XX века население монастыря составляло маленький городок: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте; всего 1017 человек.



Фото 4.
Фото 4.

Ну и перейдём плавненько к нашему объекту - Церковь Святых Печерских. Она была построена рядом с домом игуменьи в 1832—1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784—1854), который сам не приезжал, а просто дал свои чертежи, ну а наши строители построили всё как надо. Проспонсировал проект сам губернатор Дмитрий Никитич Бегичев (при котором появился памятник Петру I), сестра которого Варвара была игуменьей монастыря и носила имя Смарагда. На тюркском «смарагда» – это «бриллиант». Ну а имя не даётся никому просто так. Сама она была очень интересным и творческим человеком, несмотря на то, что была игуменьей, любила живопись и поэзию, читала И.С. Никитина, была очень образованной для жительницы провинциального города. Именно ей и принадлежала идея привлечь столичного архитектора.

В 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году—во имя Великомученицы Варвары. Ну и конечно же вопрос, почему святых Печерских? 
Ответ - в южную стену церкви была вмонтирована гробничка с частицами мощей 55 святых. 
Также в церкви находилась Казанская икона Божьей матери с богатым окладом. В венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. 
В 1920-е годы монастырь был национализирован, ценности изъяты, а в газете "Коммуна" была статья "Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб". Сказано-сделано. Церковь стала клубом им. Михаила Калинина. Впоследствии в газете писали "Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда..."
Ну и конечно же про гарем. Откуда эта фишка? Связана она конечно же не с красноармейцем Суховым и свободными женщинами востока, а с тем, что в части здания некогда располагалось горремуправление - горемуправление)))). 
В годы отечественной войны церкви нехило досталось. 

Фото 5.
В 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году—во имя Великомученицы Варвары. Ну и конечно же вопрос, почему святых Печерских? Ответ - в южную стену церкви была вмонтирована гробничка с частицами мощей 55 святых. Также в церкви находилась Казанская икона Божьей матери с богатым окладом. В венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. В 1920-е годы монастырь был национализирован, ценности изъяты, а в газете "Коммуна" была статья "Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб". Сказано-сделано. Церковь стала клубом им. Михаила Калинина. Впоследствии в газете писали "Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда..." Ну и конечно же про гарем. Откуда эта фишка? Связана она конечно же не с красноармейцем Суховым и свободными женщинами востока, а с тем, что в части здания некогда располагалось горремуправление - горемуправление)))). В годы отечественной войны церкви нехило досталось. Фото 5.
Впоследствии её перестроили под жилые дома, что мы видим сейчас. 

Фото 6.
Впоследствии её перестроили под жилые дома, что мы видим сейчас. Фото 6.
Здание было перестроено, было выстроено несколько пристроек. 

Фото 7.
Здание было перестроено, было выстроено несколько пристроек. Фото 7.
Если посмотреть с крыши ближайшей, то мы видим как раз-таки остатки башни купола. 

Фото 8.
Если посмотреть с крыши ближайшей, то мы видим как раз-таки остатки башни купола. Фото 8.
Вид со спутника. 

Фото 9.
Вид со спутника. Фото 9.
Старые замурованные окна и новые окна 

Фото 10.
Старые замурованные окна и новые окна Фото 10.
Клеймёный кирпич 

Фото 11.
Клеймёный кирпич Фото 11.
Во дворе можно увидеть окна со старой лепниной, сохранившейся еще с конца XIX- начала XX веков. 

Фото 12.
Во дворе можно увидеть окна со старой лепниной, сохранившейся еще с конца XIX- начала XX веков. Фото 12.

Фото 13.
Фото 13.

Фото 14.
Фото 14.

Фото 15.
Фото 15.
А вот перед нами апсида. 

Фото 16.
А вот перед нами апсида. Фото 16.

Фото 17.
Фото 17.
Посмотрим, что внутри. Большая часть - обычные совковые жилые квартиры, ремонтированные и не очень. Никаких фишек и прочего. Фоткать их было не интересно, а вот внутри апсидной части весьма любопытно. Несмотря на то, что здесь полнейшая свалка всякого хлама, видно, что это всё-таки церковь. 

Фото 18.
Посмотрим, что внутри. Большая часть - обычные совковые жилые квартиры, ремонтированные и не очень. Никаких фишек и прочего. Фоткать их было не интересно, а вот внутри апсидной части весьма любопытно. Несмотря на то, что здесь полнейшая свалка всякого хлама, видно, что это всё-таки церковь. Фото 18.
Возможно под слоем побелки сохранились старинные фрески 

Фото 19.
Возможно под слоем побелки сохранились старинные фрески Фото 19.
Кстати, видите эту балку? такие делали из старых рельс и повсеместно использовали для восстановления воронежских домов. 

Фото 20.
Кстати, видите эту балку? такие делали из старых рельс и повсеместно использовали для восстановления воронежских домов. Фото 20.

Фото 21.
Фото 21.
Вот такие дела, ну и под конец - котэ. 

Фото 22.
Вот такие дела, ну и под конец - котэ. Фото 22.

В настоящее время в здании проводится ремонт. Что станет со старой лепниной и что будет дальше - мне не известно, но пока ещё есть возможность, рекомендуем сходить и посмотреть на этот интересный артефакт истории нашей страны.
Кстати, это не единственный подобный артефакт -
ещё одна малоизвестная бывшая церковь в Воронеже для внеклассного чтения.