Немецкие города, автомобили, техника, автобаны... Все это прочно вошло в наше сознание как пример безукоризненного качества. А дороги с идеальным покрытием, без скоростных ограничений и пробок — это же мечта для любого автопутешественника! Но так ли все безупречно на самом деле?
В конце ноября мы с мужем решили совместить бизнес-поездку на машине из Праги в Германию с небольшим отпуском, исполнить давнюю мечту и прокатиться без ограничений по скоростным автобанам. Чтобы мысли воплотить в жизнь, нам предстояло преодолеть полторы тысячи километров, просмотреть десятки отзывов и составить подробный маршрут. А теперь я хочу поделиться своими впечатлениями и постараться ответить на вопросы, о которых многие задумываются перед тем, как отправиться в Германию на машине.
Общая протяженность немецких автобанов составялет 12 900 км.
Подготовка к поездке
Немцы славятся не только своей педантичностью, но и строгими правилами. Чтобы не испортить свой отпуск и путешествие, стоит знать некоторые особенности.
- Нет шипованной резине! В Германии, как и в большинстве стран ЕС, этот вид зимних колес запрещен. Чтобы не пришлось срезать шипы на месте или разворачиваться домой, лучше сразу продумать этот момент.
- Убрать видеорегистратор и антирадар. В худшем случае приборы могут изъять и выписать штраф в несколько сотен евро. Альтернатива — скачать приложение на телефон (Radarbot Pro), которым пользуются сами немцы.
- Снять наличные. В случае, если по каким-то причинам избежать штрафа все-таки не удалось, его необходимо будет оплатить на месте.
- Купите светоотражающие жилеты на водителя и всех пассажиров. Они используются в случае аварийной ситуации или непредвиденной остановки. Это обязательно.
- Подготовьте документы на машину. При себе необходимо иметь не только СТС, но и европейскую страховку — "зеленую карту" + распечатать брони отелей или апартаментов.
Наклейка экологичности! (Plakette) необходима для въезда в "зеленые зоны". Проверить, проходит ли запланированный маршрут через эти зоны, можно в приложении Green-Zones. Для тех, кто никуда не торопится, есть возможность заказать наклейку на сайте www.berlin.de. Доставка долгая, больше трех недель, еще и придется переплатить за пересылку. Забегая вперед, скажу, что мы покупали наклейку на месте, уже в Германии. Но обо всем по порядку.
Дорога из Праги в Германию
Рано утром, покормив нашего железного коня и захватив кофе на Shell, мы начали путь из Праги. Здесь пробки тоже бывают, но не такие большие, как в Москве.
Вдоль трассы цены на бензин немного отличаются в большую сторону на 3-4 кроны (около 10 руб), и это неплохой вариант немного сэкономить. Для ноября погода стояла восхитительная и солнечная, а вот кофе оказался гадким. Не знаю почему, но в Европе очень популярен Tchibo и в виде отдельных магазинов, и в виде специальных витрин в супермаркетах. Причем продают не только кофе, но одежду, посуду и прочую мелочь. Возможно, нам просто с заправкой не повезло.
Самое удобное шоссе, чтобы доехать из Праги в Германию — платное Е50. Дорога занимает меньше двух часов, мало ремонтов, отличная разметка, заправки на каждом шагу. Еще не забываем о виньетке — в противном случае штраф от 5000 крон (15 000 руб). В связи с частыми поездками по Чехии, мы сразу купили годовую за 1500 крон (около 4500 руб), но можно обойтись и десятидневной или месячной за 850 и 1200 рублей соответственно. Платные участки особо никак не отмечены, их проще всего определить по разрешенной скорости в 130 км/ч. Бесплатные отмечены знаком автомагистрали и надписью "BEZ POPLATKU", но на них разрешено двигаться только 80 км/ч.
Отличие годовой виньетки заключается в том, что она выдается на 14 месяцев и действует не с даты покупки, а с 1 декабря предыдущего года до 31 января следующего.
Виньетка
Отдельных площадок для отдыха в Чехии нет, АЗС обычно совмещены с закусочными типа "МакДональдс" или "KFC", мини-маркетом и туалетом. Как оказалось, ближе к границе на заправках появляются очереди из машин на немецких номерах, а туалеты становятся платными. Кто-то экономит, а кто-то на этом зарабатывает — такая вот предприимчивость.
Мы тоже не исключение, поэтому делаем еще одну остановку, чтобы заправиться до полного бака. В Чехии бензин стоит около 30 крон (82 руб/л), а в Германии — уже 1,36 евро (95 руб/л). Дело в очереди движется не спешно, потому что у европейцев не принято торопиться, а погода преподносит нам не самый приятный сюрприз.
На мокром асфальте от колес поднимается очень много воды
Вся правда о немецких автобанах
Самый главный плюс немецких автобанов — бесплатный проезд. Ни виньеток, ни шлагбаумов, ни пунктов оплаты. Пограничных зон тоже нет, о проезде на территорию другого государства мы узнали по резкому ограничению скорости и синему информационному знаку "Deutschland".
Via Carolina — международный маршрут автомагистрали, связывающий Прагу с Парижем, проходит через Германию.
Via Carolina
За небольшим тоннелем примерно через 300 метров наконец-то показался долгожданный знак о снятии всех ограничений. На таких участках скорость ограничивается лишь возможностями автомобиля и водителя. Более опытные едут очень быстро, чуть ли не под 200 км/ч, остальные — в правой полосе со скоростью 110-130 км/ч.
Наша радость оказалась недолгой — пошел снег. На мокрой дороге в силу вступают знаки, отмеченные надписью "Bei Nässe" — ограничение 80 км/ч.
Ограничение скорости на мокрой дороге
Нередко встречаются ограничения, связанные с повреждением моста
Культура вождения немцев отличается от российской. Вот некоторые правила, которые я выделила после нашей поездки:
- Здесь не принято постоянно ехать в левой полосе, ее используют только для обгона или очень быстрой езды — больше 200 км/ч.
- Обгон справа строго запрещен.
- При перестроении все друг друга пропускают. На такой скорости нужно быть аккуратными и не рисковать.
- Если какой-то водитель едет очень медленно в левом ряду, никто не будет сигналить и моргать фарами. Скорее всего, машина сзади повиляет из стороны в сторону, показывав свои намерения обогнать.
- При большом скоплении машин и образовании заторов последний, кто останавливается, включает аварийку.
- В случае пробки на автобане все водители заранее прижимаются по сторонам, оставляя в середине место на случай проезда спецтранспорта (полиции или скорой помощи).
"Третья" полоса на трассе в Германии
Такая культура воспитывалась годами и жесткой системой штрафов. Камеры в Германии установлены практически сразу за знаком, не успел вовремя затормозить — штраф. Кроме штрафов за каждое нарушение немцы получают "пункты". Накопил много баллов — лишение прав.
Стоит помнить, что камеры на автобанах могут прятаться не только на столбах, но и в отбойниках, припаркованных гражданских машинах, и даже в кустах.
Дорожная камера
У грузовиков установлено ограничение в 100 км/ч. Когда они пытаются обогнать друг друга, надолго занимают левую полосу, поэтому образуется затор.
Грузовой трафки
Любые ремонтные работы сопровождаются ограничением скорости и сужением полос.
О пробках информируют специальные такие знаки. Заторы на автобанах все-таки есть, особенно на подъезде к крупным городам вроде Нюрнберга или Штутгарта.
Стоим в пробке
Погода постоянно менялась, из-за чего приходилось то разгоняться, то резко сбрасывать скорость. Благодаря участкам без ограничений в Саарбрюккен мы прибыли вовремя.
Станция TÜV и наклейка экологичности
О необходимости иметь такую наклейку в поездках по Германии я уже упоминала ранее. Наш маршрут проходил через Кёльн, а это экологическая "зеленая зона" ("Umwelt zone"). Въезд в город без наклейки карается штрафом в 80 евро.
Буквально за час до закрытия мы забежали на станцию TÜV, чтобы купить наклейку экологичности. Адрес вдоль маршрута муж нашел заранее. Внешне помещение похоже на СТОА дилерского центра. Вошли внутрь и подошли к стойке, похожей на ресепшн. По-английски персонал почти не говорил, поэтому пришлось объяснять на пальцах и показывать картинку, что нам нужно. Улыбчивая девушка попросила подождать. Через 10 минут к нам подошел мужчина и взял документы. Потребовалось только свидетельство транспортного средства, машину предъявлять не нужно. А еще минут через 15 после усердной работы за компьютером нам вынесли наклейку зеленого цвета.
Цена — 8 евро, но когда мы попытались оплатить картой, сотрудники начали что-то обсуждать по-немецки, очевидно, пытаясь придумать решение. Я догадалась, что банковские карты здесь не принимают. Вот и наличные пригодились.
Наклейка клеится в нижний угол со стороны пассажира и выдается один раз на весь срок службы автомобиля.
Наклейка экологичности
Первая остановка и Саарбрюккен
В Саарбрюккен мы приехали по делам. По большей степени, это ничем не примечательный промышленный городок, до поездки я даже не знала о таком. Оказалось, именно в этом регионе расположено производство дорогой посуды и сантехники Villeroy & Boch, зубной пасты Lacalut, натуральной косметики Olive и завод Ford по производству модели Focus.
Вид из окна отеля
Главная достопримечательность города — отреставрированная церковь
Фирменный магазин Villeroy & Boch
В качестве туристов ехать сюда точно не стоит, больше подойдет как перевалочный пункт по пути, например, во Францию.
Старый добрый Кёльн
Через пару дней начинался небольшой отпуск, который было решено провести в Германии: несколько дней у друзей в Кельне и выходные в Берлине. До Кельна навигатор строил 250 км и больше трех часов, а треть маршрута проходила через города по узкой и очень извилистой дороге. Этот участок оказался самым сложным на всем пути. Несмотря на то, что ехали на север, погода становилась теплее, а среди лесов стоял густой туман.
Очень много ремонтов и ограничений
Пригород
На следующее утро мы отправились осматривать город и присоединились к экскурсии. Машину припарковали в гараже главной городской достопримечательности — Кёльнский Дом. Отсюда можно начинать знакомиться с той частью, которая спрятана под землей. Стоянка очень дорогая, за несколько часов пришлось заплатить больше 20 евро.
Другой город, выстроенный когда-то римской империей
Лифт привез нас к стенам огромного и величественного собора. Кёльнскому собору больше 700 лет, строительство продолжается до сих пор. По легенде, архитектор заключил сделку с дьяволом, но его жена обманула черта, прокукарекав вместо петуха. Узнав об обмане, дьявол произнес слова: "Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!". Такая вот история для любителей сказок.
Древние ворота в город "Колония Клавдии и Алтарь агриппинцев", от которого к Средневековью осталось лишь "Колония", что на местном языке значит просто Кёльн.
Город "Колония Клавдии и Алтарь агриппинцев"
Подготовка к Рождеству
Внутреннее убранство собора
Очень красивые витражи
Экскурсия провела нас по "нижнему ярусу" города, остатки которого спрятаны глубоко под землей и в подвалах современных зданий. Было очень интересно увидеть совсем другой мир под современным городом.
11 ноября ровно в 11:11 каждый год в Кёльне начинается Карнавал — главное веселье перед 40-дневным постом. Памятник по традиции тоже получает клоунские носы.
Карнавал в Кёльне
Магазин с кодовым названием "4711" — старейшее парфюмерное предприятие, которое продает одеколон
Все чаще в европейских городах можно увидеть экскурсию на гироскутерах
Когда центр города осмотрели, пора подкрепиться и выпить кофе. Во время прогулки нас заинтересовало очень красивое заведение — Café Reichard. Вкусный кофе, красивый богатый интерьер, а еще большой выбор тортов и пирожных.
К кофе подают маленькую шоколадку
Когда вышли из кафе, уже стемнело. Это главный минус зимних путешествий — очень короткий световой день.
Главный вокзал находится в самом центре города
Отличным завершением прогулки стала набережная и пешеходный мост с сотнями замочков.
С моста открывается один из самых красивых видов на город
На Берлин!
О Берлине приходилось слышать разное. Отзывы были и плохие, и хороше, кто-то говорил, что там делать нечего, а кто-то был готов остаться там жить. В действительности, город оказался очень противоречивым и творческим.
Из Кёльна в Берлин практически напрямую проходит скоростной автобан. Добираться приятно и достаточно быстро — около 7 часов, и мы уже на другой стороне Германии. Подъезжая к столице, дорога становится еще лучше: три полосы в каждую сторону и идеальное покрытие, не считая участков с ремонтом.
Автобан из Кёльна
По пути много площадок для отдыха со столиками, бесплатными туалетами и некоторые даже с детскими площадками.
У грузовиков (LKW) и легковых машин (PKW) отдельные парковки
Туалеты автоматизированные, при открывании двери сливает воду
Приехали в Берлин, сняли отель Ibis Berlin Messe. Средняя цена: 68 евро/ночь. Главным критерием поиска отеля была бесплатная парковка и удобное расположение (не очень далеко от центра). Цены для такого уровня номеров достаточно высокие, для столицы это нормально. Еще оказалось, что прямо у отеля находится главный автовокзал, но было чисто и спокойно. Недалеко есть метро, много закусочных и ресторанов. Огромная бесплатная парковка на 1000 мест через дорогу.
Вид из окна номера на Берлин
Хотелось скорее своими глазами увидеть ярмарки, ради которых люди едут в Европу перед Рождеством. Решили совместить осмотр некоторых достопримечательностей и выбрали ту, что находится у Берлинской телебашни — Berlin Christmastime.
На колесе обозрения можно покататься за 6 евро
Вкусный запах еды, тысячи сверкающих огоньков, веселые немцы, раздобревшие от пряного глинтвейна... Такая сказочная атмосфера сразу погружает в другой мир.
Обязательно стоит попробовать в Берлине Curry Wurst и горячий глинтвейн
В субботу днем мы отправились смотреть главные достопримечательности. Припарковав машину на стоянке торгового центра с почасовой оплатой (1,5 евро/час), пошли покорять Берлин.
В городе все еще очень много строек
Фирменный магазин Ritter Sport и кафе
Архитектура домов строгая, но красивая
У Бранденбургских ворот много туристов и полиции
На Рейхстаг можно попасть по предварительной записи, получив бесплатный билет
Остатки Берлинской стены
Главный символ города — медведь
Заключение
Подводя итоги нашей поездки, хочется сказать, что о Германии нельзя получить представление, посмотрев на нее лишь с одной стороны. Каждая Федеральная Земля по-своему уникальна и самобытна. Каждый город и каждый регион имеет что-то особенное.
Берлин не похож на привычную Германию с фахверковыми домиками, этот город более мощный и поглощающий. Его главная особенность в том, что это столица со сложной историей, о которой помнят все. Сейчас здесь широкие улицы, большие расстояния и высокие современные дома, смешанные со старыми панельками. Это место пропитано творчеством, интернациональным духом и ощущением какой-то свободы.
Автор: Оксана Макаренко специально для RuDorogi.ru