В первых материалах цикла мы рассмотрели автопроизводства СССР, созданные с участием иностранных автозаводов. Естественно, на этом не заканчивается перечень отечественных машин, имеющих общие черты с советскими аналогами. Сегодня мы обсудим самые резонансные машины, обвиняемые в копировании, и узнаем: справедливо ли?
ГАЗ-21: Опять Ford?
Легендарный советский автомобиль, первенец славной серии «Волг» так же попал под подозрение современных любителей сравнивать советские машины с зарубежными аналогами в рамках демотиваторов. В частности, отмечается весьма посредственное сходство с американским Ford Mainline 1954 года. Скопирован ли? Нет. Даже несмотря на то, что два Mainline были закуплены советской стороной, ведь помимо ее было еще пять машин. Ведь стандартной практикой того времени было изучение лучших образцов мирового автомобилестроения.
Но как смотрели из-за океана на советскую машину? Ведь она не жила за забором, а активно продавались – и на внешние рынки, в том числе. В частности, на Брюссельской международной выставке машину отметили золотой медалью, на что последовала просьба представительства Ford заблокировать советский павильон. Но по каким-то причинам просьбу не удовлетворили.
Более того, обвинения в сходстве отметаются самим временем. Горьковские конструкторы получили Mainline 1954 года явно не раньше начала его серийного выпуска. А к этому времени уже был собран первый ходовой образец 21-й, который с лета проходил всесторонние тесты.
ГАЗ-24 – по американским мотивам?
Смотря на ГАЗ-24, как-то невольно начинаешь искать сходства с американскими машинами тех лет: большими, роскошными. Вероятно, потому машине досталось от злопыхателей, утверждавших, что машина повторяет Holden HE 1967 или Ford Falcon 1962. Хотя нет информации об изучении этих машин до создания 24-й. Более того, если заимствование конструктивное и было – то оно легально лицензировалось, как гидровакуумный усилитель на основе узла Girling PowerStop.
Говоря о внешности – да, сложно не узреть сходства с аналогами. Но, согласитесь, аналоги и между собой-то похожи! А значит, «Волга» снова была построена лишь с учетом тенденций – без прямого или косвенного копирования.
Если посмотреть предсерийный эскизы машины, то можно увидеть, что художниками была проведена долгая работа по поиску «правильного» облика Горьковской новинки. Лишь к 1965 году он был найден. Машина сочетает в себе лучшие образцы внешности американской и европейских школ дизайна. При этом она обладает собственным, узнаваемым стилем!
Как видите, советские конструкторы и художники никогда не занимались умышленным плагиатом. Сложно признать, что им не хватало внутренней конкуренции, которая заставили бы идти в авангарде автомобильной мысли. При этом, нам удавалось создавать машины, обладающие необходимыми тому времени и той стране характеристиками. Суть лишь в отсутствии собственной школы дизайна, которая заставляла создавать облик с оглядкой на американские или европейские образцы. К слову, которые между собой часто имели много сходств.