Найти тему
urbansecrets

Как тренируются пилоты?

Наверное, многие задавались этим вопросом. Ведь нельзя просто закончить теоретический курс и сразу сесть за штурвал самолета с сотнями человек в пассажирском салоне. Даже просто сесть за штурвал. А как же сработанность экипажа? Навыки действий в нештатных ситуациях? Знание приборов и органов управления?

Ответ: для этого есть наземные авиатренажеры. Авиационный тренажер представляет собой макет кабины или отсеков воздушного судна, абсолютно идентичный настоящим. Современный тренажер - сложнейший программно - аппаратный мультимедийный комплекс, имитирующий управление, в нашем случае, самолетом. Перед окнами в современных тренажеров установлены экраны, кабина наклоняется, воспроизводятся звуки и т.п. Однако, тренажеры появились вместе с авиацией и до появления мультимедийных технологий были статичными. Историю одного старого статичного тренажера ТУ - 134, прошедшего довольно долгий и странный путь, я поведаю Вам в этом блоге.

ТУ - 134 - один из самых массовых советских пассажирских  самолетов, производившийся с 1967 до 1989 год. Изготовлено более 850 машин. Фото с fishki.net
ТУ - 134 - один из самых массовых советских пассажирских самолетов, производившийся с 1967 до 1989 год. Изготовлено более 850 машин. Фото с fishki.net

Наш тренажер был изготовлен, ориентировочно в 70х годах. Это макет кабины ТУ - 134 (модификацию не назову) , построенный из фанеры и досок и обтянутый стеклотканью. То есть частью настоящего самолета кабина не была никогда. Она установлена на основание с колесиками и опорами, в котором размещена силовая часть тренажера и приборы - имитаторы. Возможно, тренажер был оборудован проекционным экраном, смонтированным отдельно, однако, достоверно этого я не знаю.
Наш тренажер был изготовлен, ориентировочно в 70х годах. Это макет кабины ТУ - 134 (модификацию не назову) , построенный из фанеры и досок и обтянутый стеклотканью. То есть частью настоящего самолета кабина не была никогда. Она установлена на основание с колесиками и опорами, в котором размещена силовая часть тренажера и приборы - имитаторы. Возможно, тренажер был оборудован проекционным экраном, смонтированным отдельно, однако, достоверно этого я не знаю.

В 90х тренажер был списан, вероятно, при начале массового списания ТУ - 134 и, в результате некой цепочки событий, попал во двор одного из домов Тюмени. В течении многих лет в нем играла детвора, однако, со временем кабина пришла в негодность, пострадав, в том числе от сборщиков цветмета и просто вандалов. Управляющая компания приняла решение утилизировать тренажер. Тут то мы и подоспели.
В 90х тренажер был списан, вероятно, при начале массового списания ТУ - 134 и, в результате некой цепочки событий, попал во двор одного из домов Тюмени. В течении многих лет в нем играла детвора, однако, со временем кабина пришла в негодность, пострадав, в том числе от сборщиков цветмета и просто вандалов. Управляющая компания приняла решение утилизировать тренажер. Тут то мы и подоспели.

Пройдемте же внутрь!

Внутри все настоящее. Абсолютно все. Возможно, здесь установлены приборы, панели и т.п. с самолетов, поднимавшихся в небо.
Внутри все настоящее. Абсолютно все. Возможно, здесь установлены приборы, панели и т.п. с самолетов, поднимавшихся в небо.

Я не особо сведущ в авиации, однако, это панель управления силовой установкой. Основной и вспомогательной.
Я не особо сведущ в авиации, однако, это панель управления силовой установкой. Основной и вспомогательной.

Кабина вызывает неподдельный восторг. Все можно покрутить, пощелкать, потрогать. Несмотря на то, что многое повреждено,  колпачки скручены гражданами "на память", почти ничего не украдено.
Кабина вызывает неподдельный восторг. Все можно покрутить, пощелкать, потрогать. Несмотря на то, что многое повреждено, колпачки скручены гражданами "на память", почти ничего не украдено.
Потолочная консоль. По центру висит, на мой взгляд, автопилот.
Потолочная консоль. По центру висит, на мой взгляд, автопилот.

Место командира воздушного судна.
Место командира воздушного судна.

Наверное, мечта любого - положить руки на штурвал, пусть и не очень настоящего самолета.
Наверное, мечта любого - положить руки на штурвал, пусть и не очень настоящего самолета.

Место второго пилота. К слову, все приборы покрыты фосфором и кабина потрясающе выглядит ночью. Когда нибудь я выложу фото этого зрелища.
Место второго пилота. К слову, все приборы покрыты фосфором и кабина потрясающе выглядит ночью. Когда нибудь я выложу фото этого зрелища.

В самом носу самолета расположен пост радиста. Впереди, вместо зеленой деревянной заглушки,  у реального самолета находится прозрачный фонарь. Судя по всему, это некая не совсем пассажирская модификация. Однако, техника в радиорубке сильно фрагментирована. Если у Вас есть информация о машине - пожалуйста, напишите мне!
В самом носу самолета расположен пост радиста. Впереди, вместо зеленой деревянной заглушки, у реального самолета находится прозрачный фонарь. Судя по всему, это некая не совсем пассажирская модификация. Однако, техника в радиорубке сильно фрагментирована. Если у Вас есть информация о машине - пожалуйста, напишите мне!

Сидеть в кабине можно долго, щелкая тумблерами, крутя штурвал и слушая, как гудят тяги от штурвалов к приборам - имитаторам. Однако, нам пора на выход - ждет работа.
Сидеть в кабине можно долго, щелкая тумблерами, крутя штурвал и слушая, как гудят тяги от штурвалов к приборам - имитаторам. Однако, нам пора на выход - ждет работа.

После соответствующих договоренностей с управляющей компанией, тренажер краном был погружен на трал и привезен в центр патриотического воспитания "Аванпост", где установлен и сейчас проходит восстановление.

Кабина на трале на пути в "Аванпост"
Кабина на трале на пути в "Аванпост"

Вот такая история.