В отечественной психологии принято разделять детей с РДА на четыре группы. Определение группы помогает направить свои силы на решение тех задач, которые доступны ребенку.
Дети 2ой группы более активно взаимодействуют с окружающим миром, чем дети первой группы, но в то же время у них много страхов, они ригидны в выборе одежды, маршрутов, занятий. Присутствует сильная привязанность к предметам и обстановке, могут не расставаться с игрушкой, отказываться от новой пищи. Дома родители могут обеспечить удобные и привычные условия жизни, но сталкиваются с большими трудностями вне дома. У таких детей бытовые навыки жёстко привязываются к определённой ситуации и не переносятся на другие. То есть если ребёнок попробовал новую еду в гостях, то дома может все равно от неё отказываться. Или если преодолен страх туалета дома, то в других местах этот страх сохраниться.
Движения детей второй группы лишены пластичности, часто передвигаются перебежками, в полусогнутом состоянии, присутствует напряжение в движениях. Мелкая моторика тоже нарушена. При этом в проявлении стереотипии дети могут быть очень изящны. Например, повторение одних и тех же любимых движений может быть точным, но остальное тело, не участвующее в этих движениях, скованным и напряженным. Часто восприимчивы и очень любят музыку, могут с раннего детства различать цвета и формы, которые не относятся к основным. Любят различные сенсорные стимуляции. Речь используют примитивную и только в момент острой необходимости, слова могут быть привязаны к конкретной ситуации, могут присутствовать эхолалии и телеграфный стиль.
Для преодоления страхов используют аутостимуояции, моторные и предметые, могут присутствовать агрессия и самоагрессия.
Если восприятие мира ребёнка с 1 группой можно представить, как погруженного в плотное стекло, то у ребёнка 2 группы в стекле трещина, через которую просачивается информация и происходит взаимодействие с миром.