22 января 1898 г. в Риге родился гений кинематографа, человек заложивший основы этого искусства - Сергей Михайлович Эйзенштейн, автор, по общепризнанному мнению «лучшего фильма всех времен и народов» - «Броненосец Потемкин».
Сергей Эйзенштейн ребенок страсти и любви получил блистательное образование. Три иностранных языка, музицировал, рисовал, верховая езда и все, что полагается благородным воспитанием. Правда, разность темпераментов родителей и их скандальный разрыв, оказал сильное влияние на мировосприятие будущего режиссера и теоретика кино.
Неизвестно, как бы сложилась карьера Сергея Эйзенштейна, и кем бы он стал, если бы не революция 1917 г.
Его отец хотел видеть в нем свое продолжение и прочил ему поприще архитектора. Но обстоятельства привели Сергея в Красную Армию. С энтузиазмом он пробовал себя в разных качествах и наконец, нашел себя в работе агитпоезда. Постановка спектаклей, рисование агитки и т.п. Оказавшись в Москве, он с головой уходит в театр. В постановки, учебу, творческие поиски, публикации, просто в культурную жизнь, которая в то время фонтанировала разными жанрами и свободами.
Занявшись кинематографом, он благодаря своей фантазии, жажде эксперимента, становиться первопроходцем, создавая новые формы изложения материала. Еще работая с театральными постановками, он апробировал разные свои находки, которые в последствии, применил в кино. Его целью было любыми возможными средствами воздействовать на зрителя, заставить его почувствовать то, что задумал автор.
В 1924 г. выходит его фильм «Стачка», а на следующий год легендарный «Броненосец Потемкин». Создание этих лент, путь к ним имеют отдельную историю. Факт в том, что началась новая веха в жизни кинематографа и начал е Эйзенштейн. Дальше были еще фильмы, в том числе снятые во время европейского и американского турне. Чтение лекций, радио выступления и т.п.
К сожалению, внушительная часть кино наследия Эйзенштейна, снята на другом континенте, нам не доступна, так как авторские права тому помехой. И пусть известные нам его работы можно пересчитать на одной руке, этого оказывается достаточно, чтобы проникаться масштабом его личности. С властью у Эйзенштейна были не простые отношения, в том числе и со Сталиным. Не смотря ни на что он продолжал работать. Создавал фильмы, писал свои теоретические труды. Он жизнь посвятил искусству и можно сказать смертью сохранил 2 часть своего «Ивана Грозного» от переделок.
Эпизод пира опричников из фильма "Иван Грозный" (1944 г.).