Найти в Дзене

Когда Я переходит в МЫ. (Исторические заметки)

Попросилось несколько младших детей позаниматься со старшей группой. Это всегда чревато безобразиями. Младшие есть младшие, они ковриками бьют друг друга, заворачиваются в них, кричат, визжат, не контролируют себя, бегают, сталкиваются. Младшая группа – это пещерные люди. Старшая – более цивилизована. Они могут, конечно, хулиганить, но при этом будут выполнять упражнения и не отвлекаться от дела.

Надо отдать должное, младшие ребята старались при старших, не болтали, не бегали и брали нагрузку выше, чем обычно. Но сильное отличие между ними возникло, когда мы перешли к игре.

У ребенка 1-2 класса ещё развит культ «Я». Это хорошо прослеживается в играх с мячом. Дети подбегают к тебе и начинают кричать: «Мне мяч! Мне мяч! Дайте мне мяч!». Стоит бросить мячик в толпу ребят, как они начинают драться за него, обижаться друг на друга и всяческими способами хитрить, чтобы мячик в руках был больше времени. Приходится приводить к порядку – выстраивать очередь владения мячом и т.д. Всё равно находятся те, кто правила нарушает и лезет вне очереди.

Ребята от 2 класса, некоторые позже, уже начинают больше понимать, что такое командная игра. Если первоклашки дерутся внутри команды, то классы старше осознают, что играют они не против друг друга. Они уже говорят: «Мы проиграли». Начинают понимать, что свалить вину на кого-то одного не получится, потому что команда должна учитывать сильные и слабые стороны всех ребят в неё входящих.

Поэтому, когда смешались в игре старшие и младшие, мне это отличие сильно бросилось в глаза. Когда я играю со старшей группой, то они, чтобы обыграть другую команду передают мяч слажено, распределяют роли, дают мяч чаще тому, у кого удар сильнее. Младшие в этой игре вели себя хаотично и проигрывали практически мгновенно. После занятия слышу, как они между собой переговариваются: «Дааа, классное занятие получилось!» - говорит один. Другой отвечает – «Со старшими играть интереснее и сложнее!». Радостные ребята побежали в класс.

Ни один из них не поменяет свою манеру игры в следующий раз – это проверено опытом. Они будут думать, что старшие играют лучше них, хотя, по сути, у старших сильное преимущество в том, что они знают значение слова «МЫ». Умение «Я» превратить в «МЫ» гораздо важнее. Любая работа у тех, кто это знает - делается легко. Выигрывают все, а не один.

У меня есть понимание почему «Я» так важно для детей. Взрослые ведь тоже поклоняются своему «Я», если их дела выходят за пределы семьи. Это связано с тем, что командная работа во взрослом мире ценится ниже. Неясно как делить выигрыш на всех участников. Поэтому каждый пытается работать в одиночку, отбирает «мяч» и не объединяется с другими «игроками». Похожая ситуация у детей, каждый из которых привык получать всё что захочет от родителей. В команде, внутри класса или на тренировке ресурсы (внимание, оценки, похвала) могут распределяться неравномерно, что и приводит к желанию «хапнуть» больше остальных, пока всё не разобрали.

На данный момент, у моих учеников выходит ощущать общий успех от победы и не перетягивать одеяло на кого-то одного. И мне хочется пожелать, чтобы и в будущем они держались вместе и могли равноценно работать в команде. Сейчас не хватает адекватного «МЫ» взамен нервозного «Я».