Учебно-тренировочный самолёт Як-52 стоит на высоком постаменте в городе Тобольске на улице Октябрьской у здания ДОСААФ.
Доступ свободный. Охраны нет. Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 30 июля и 27 августа 2017 года.
Автор снимков: Наталья Мельник.
Создан как двухместный вариант Як-50. Выпускался серийно с 1979 по 1998 год.
Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.
В 1982 году модернизирован, получив ногу с передним колесом, после чего выпускался без особенных изменений до ноября 1998 (когда прекратился выпуск Як-52).
Конструктивно, Як-52 представляет собой двухместный цельнометаллический низкоплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.
Фюзеляж - полумонокок, то есть имеет работающую металлическую обшивку.
Она подкреплена поперечным набором отштампованных из дюралюминиевого листа шпангоутов и продольным набором лонжеронов и стрингеров, расположенных равномерно по периметру сечения.
Обшивка соединяется с элементами каркаса потайной клепкой.
Хвостовое оперение свободнонесущее.
Киль и стабилизатор выполнены по двухлонжеронной схеме с работающей дюралюминиевой обшивкой.
Руль высоты и руль поворота имеют полотняную обшивку и по конструкции аналогичны элеронам.
Шасси убирающееся, выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом.
По сравнению с шасси с хвостовым колесом, примененным на Як-50, оно более тяжелое, но при этом упрощается пилотирование самолета при посадке и улучшается обзор при рулежке, что очень важно для учебного самолета.
Особенностью Як-52 является и то, что при уборке шасси колеса только поджимаются к крылу и фюзеляжу - это гарантирует безопасное приземление даже если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой.
Конечно, такое шасси обладает более высоким аэродинамическим сопротивлением, чем полностью убранное, но на учебном самолете с этим можно мириться.
Як-52 снабжен звездообразным поршневым девятицилиндровым двигателем М-14П, мощностью 360 л/с, с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага.
Управление самолётом спаренное.
Проводка к рулям высоты и рулю поворота тросовая; к элеронам - жесткая, состоящая из дюралюминиевых трубчатых тяг и расчалок.
Педали параллелограммного типа, имеют регулировку под рост пилота.
Управление триммером руля высоты тросовое, осуществляется штурвалами.
В передней части кабины место Ученика, в задней - Инструктора.
Где находится: Панорама на Yandex.
(хотите ещё такого себе в ленту - поставьте лайк)