Найти тему
ru-memorials

Спортивный самолёт Як-52 (Тобольск)

Учебно-тренировочный самолёт Як-52 стоит на высоком постаменте в городе Тобольске на улице Октябрьской у здания ДОСААФ.

Доступ свободный. Охраны нет. Состояние памятника - среднее.

Дата съёмки - 30 июля и 27 августа 2017 года.

Автор снимков: Наталья Мельник.

Создан как двухместный вариант Як-50. Выпускался серийно с 1979 по 1998 год.

Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.

В 1982 году модернизирован, получив ногу с передним колесом, после чего выпускался без особенных изменений до ноября 1998 (когда прекратился выпуск Як-52).

-2

Конструктивно, Як-52 представляет собой двухместный цельнометаллический низкоплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.

Фюзеляж - полумонокок, то есть имеет работающую металлическую обшивку.

Она подкреплена поперечным набором отштампованных из дюралюминиевого листа шпангоутов и продольным набором лонжеронов и стрингеров, расположенных равномерно по периметру сечения.

Обшивка соединяется с элементами каркаса потайной клепкой.

-3

Хвостовое оперение свободнонесущее.

Киль и стабилизатор выполнены по двухлонжеронной схеме с работающей дюралюминиевой обшивкой.

Руль высоты и руль поворота имеют полотняную обшивку и по конструкции аналогичны элеронам.

Хорошо видно, что на этом экземпляре самолёта полотняная обшивка элеронов пришла в негодность и частью рассыпалась.
Хорошо видно, что на этом экземпляре самолёта полотняная обшивка элеронов пришла в негодность и частью рассыпалась.

Шасси убирающееся, выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом.

По сравнению с шасси с хвостовым колесом, примененным на Як-50, оно более тяжелое, но при этом упрощается пилотирование самолета при посадке и улучшается обзор при рулежке, что очень важно для учебного самолета.

Особенностью Як-52 является и то, что при уборке шасси колеса только поджимаются к крылу и фюзеляжу - это гарантирует безопасное приземление даже если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой.

Конечно, такое шасси обладает более высоким аэродинамическим сопротивлением, чем полностью убранное, но на учебном самолете с этим можно мириться.

На этом самолёте носовая стойка шасси демонтирована.
На этом самолёте носовая стойка шасси демонтирована.

Як-52 снабжен звездообразным поршневым девятицилиндровым двигателем М-14П, мощностью 360 л/с, с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага.

-6

Управление самолётом спаренное.

Проводка к рулям высоты и рулю поворота тросовая; к элеронам - жесткая, состоящая из дюралюминиевых трубчатых тяг и расчалок.

Педали параллелограммного типа, имеют регулировку под рост пилота.

Управление триммером руля высоты тросовое, осуществляется штурвалами.

В передней части кабины место Ученика, в задней - Инструктора.

-7

...ещё фото и подробности...

Где находится: Панорама на Yandex.

(хотите ещё такого себе в ленту - поставьте лайк)