Найти в Дзене
Философия и наука

Стоит ли работать учителем в школе?

Оглавление

В настоящее время профессия учителя не пользуется особой популярностью среди молодежи. Это связано с рядом отрицательных факторов, которые, как показано в статье, едва ли имеют под собой какие-либо реальные основания.

Социальный статус школьного учителя

Едва ли кто-то будет спорить сегодня, что профессия учителя (и в частности, школьного учителя) – дело очень важное, ответственное, можно сказать благородное и крайне необходимое для общества. Слово «учитель» вызывает ассоциации с человеком интеллигентным, высокообразованным, являющим собой образец и пример для подражания. Однако, при всем этом, положение учителя в современном российском обществе, престиж профессии – вопрос весьма неоднозначный.

Бросив ретроспективный взгляд на императорские и советские времена, мы увидим, что социальный статус учителя там находился на вполне достойном уровне. В XIX веке наиболее уважаемыми профессиями были: врач, священник и учитель. Такие словосочетания, как «земский врач», «земский учитель», до сих пор, на уровне, как будто, генетической памяти связаны с человеком очень важным, значительным.

В советское время многое поменялось, изменения произошли радикальные, вплоть до коренной перестройки мировоззренческих, идеологических установок, однако профессия учителя, в целом, сохранила свой высокий социальный статус.

С распадом СССР Россия вновь претерпела масштабные перемены во всех сферах. Перемены эти задели и ремесло педагогов, их общественное положение. В чем это выражается?

Сейчас отовсюду можно услышать о крайне тяжелом положении рядового работника сферы образования: зарплата маленькая, условия труда ужасные, престиж профессии утрачен. Эту тему не обходит стороной почти ни одна телепередача социально-политического характера, проблема обсуждается на различных митингах, конференциях и даже в бытовых спорах «на кухне». В современном российском обществе сложилось стойкое представление о том, что профессия учителя дело крайне неблагодарное и не престижное.

Отсюда происходит логичное следствие: молодежь не идет работать в школу. Получив высшее образование, молодые люди зачастую предпочтут работать менеджером или продавцом-консультантом в магазине бытовой техники, нежели учителем по специальности.

Однако эти общественные представления во многом преувеличены. Некоторые отрицательные моменты (которые есть в любой профессии) возводятся в абсолют, а положительные игнорируются. Так в современной России сложилось и распространилось несколько «мифов» относительно преподавательской деятельности (в особенности это касается преподавания в школе).

Мифы о работе учителем в школе

Гипертрофированный, но правдивый образ некоторой части современного школьного контингента
Гипертрофированный, но правдивый образ некоторой части современного школьного контингента

Миф № 1: у учителя крайне маленькая зарплата, на которую невозможно прожить.Какими же фактами апеллируют сторонники такого мнения? Политические и общественные деятели зачастую прибегают к сравнению с Западом. Так, если в России зарплата рядового учителя в среднем может составлять около 30 000 рублей (естественно в регионах), то в наиболее развитых странах Европы и в США, она доходит до нескольких тысяч евро/долларов.

Казалось бы, с таким аргументом трудно спорить. Но такие факты должны рассматриваться относительно других условий. Иначе можно сказать, что в 1980-е гг. учитель получал и вовсе 180 рублей, однако же это не означает, что сейчас ситуация гораздо лучше и зарплата учителя выросла почти в 100 раз!

Относительно цен на жилье, транспорт и необходимые товары в современной России, зарплата в 25 000 – 30 000 рублей, конечно, не такая уж и значительная, но и не «безнадежная». Дело в том, что выпускник вуза, без опыта, стажа и званий едва ли сразу сможет найти себе профессию с более высокой заработной платой. Школа – вполне не плохое начало для молодого специалиста, ведь здесь зарплаты, в среднем, не меньше, чем в ряде других сфер, популярных среди молодежи, а возможности карьерного роста вполне реальные и значительные.

Миф № 2: у учителя огромный объем работы и ответственности, несоизмеримый с заработной платой. На первый взгляд кажется, что это действительно так: к каждому уроку надо тщательно готовиться, продумывая различные варианты «развития событий», необходимо вести множество различной документации, нести ответственность за детей, много читать и т.п.

Однако опять же, рассматривая этот факт в отрыве от общей социально-экономической действительности, мы не замечаем главного. Безусловно, профессия учителя очень серьезная и ответственная, но общий объем работ, выполняемый преподавателем в день, не больше, а зачастую даже меньше, чем у работников других сфер.

Примеры из личного опыта. Среднестатистический учитель, работающий на ставку или даже полторы ставки, может быть свободен, в среднем, уже к 15 часам дня, в то время, как представители других профессий, получающих примерно такую же зарплату, как и учитель, вынуждены задерживаться на рабочем месте до 18 часов или даже позже. Яркий пример тому – работа юристом. Юриспруденция крайне популярна сейчас среди молодежи, однако объем работы молодого юриста зачастую гораздо больше при незначительной разнице в зарплате.

Миф № 3: современные дети, так называемое «поколение пепси», воспитанное в условиях рыночной идеологии, крайне тяжело поддается воспитанию и обучению. Здесь каждый из нас сможет привести множество примеров, подтверждающих это мнение. И проблема действительно серьезная, возможно даже более серьезная, чем предыдущие.

Для наиболее объективного рассмотрения этого вопроса, мало будет охватить общий контекст современности, - необходим исторический взгляд. Морально-нравственной уровень молодежи начала XXI века на самом деле мало чем отличается от этого уровня начала XX в.

Вспомним, о чем говорил известный русский мыслитель, общественный деятель и педагог начала XX в. А.С. Изгоев. Для сборника философских статей «Вехи», вышедшего в 1909 г., А.С. Изгоев написал статью «Об интеллигентной молодежи».

В этой статье философ дает подробный анализ состояния российской молодежи в начале XX века. И в этом описании мы видим не столько те далекие времена, сколько нашу современность: как и сейчас, так и сто лет назад дети плохо читали, были проблемы с дисциплиной, нравственным воспитанием, заинтересованностью в обучении и т.п. Но эти проблемы не составляли «лицо» системы образования.

Они не были тогда и не являются сейчас ведущей тенденцией. Наличие подобного рода сложностей вполне нормально. Ведь все не могут быть поголовно гениями. Так и дети в современных школах в целом, пока еще, вполне обучаемы и поддаются воспитанию и влиянию. Что будет дальше, что принесет нам капитализм и возможные реформы в сфере образования – это уже другой вопрос.

Стоит ли работать учителем в школе: подведем итог

Учительские будни
Учительские будни

Итак, получается, что в действительности положение учителя в современной России не так уж безнадежно, как это представляет себе широкая общественность и молодежь, в частности. Но в чем причины распространения таких негативных оценок и мнений?

Отвечая на этот вопрос, можно предположить следующее. Профессия учителя как «бюджетная», т.е. оплачиваемая государством, является одним из возможных показателей эффективности этого государственного аппарата. Поэтому оппозиционно настроенные политики, ораторы, журналисты и т.п. не упускают возможности преувеличить проблемы, имеющиеся в сфере образования, дабы заполучить весомый аргумент в споре с политическими противниками. Отсюда и распространение выше указанных мифов, связанных с престижем и социальным статусом преподавателя.

Положение учителя в современной России необходимо рассматривать не в отрыве общей социально-экономической ситуации, абсолютизируя лишь негативное, но в контексте сложившихся условий, в сравнении с другими сферами. Такой подход позволяет сделать вывод, что укоренившееся мнение о низком социальном статусе учителя, низком престиже профессии, основано, скорее, на заблуждениях, чем на реальном положении дел. В действительности же, профессия учителя – вполне достойное начало карьеры для молодого специалиста.

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.