Задача любого учителя – помочь учащемуся развить свои навыки, овладеть знаниями и быть способным применять их в реальной жизни. Для решения этой задачи учителя используют самые разные способы. Они исправляют ошибки и дают им комментарий, они оценивают степень вовлечённости студента в работу и его прогресс. Они поддерживают дисциплину в классе и наблюдают за соблюдением правил поведения, следят за работой студентов в группах и в парах, стараются поднять самоуверенность и самооценку студентов, мотивируют учеников на новые свершения и самостоятельную работу, планируют уроки для самых разных групп студентов, исходя из их потребностей, уровня и особенностей. Одним словом, проделывают огромное количество работы. Если прибавить ко всем этим неисчислимым делам нехватку времени и ограниченность ресурсов, несложно понять, почему многие учителя отчаиваются в своих попытках преподавать «идеально». И тем не менее, даже «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» педагог обязан «держать лицо» и сохранять положительную атмосферу в классе, беспокоясь в первую очередь о благополучии и комфорте студентов. И первое на что нужно обратить внимание – это речь. Что входит в понятие "культура речи учителя"? Какими коммуникативными качествами она должна обладать?
Что может быть важнее в педагогике, чем речь учителя? Проявить свой педагогический талант, пробудить в студенте положительные эмоции и сподвигнуть его на новые свершения в изучении предмета можно не только с помощью идеального планирования и интересных заданий, но и с помощью правильной, продуманной, положительной языковой стратегии. Очень важно обладание культурой общения. От того, какой будет речь зависит очень многое. То, как учителя общаются с учениками (и вербально, и не вербально) чрезвычайно важно в процессе преподавания. Учитель способен произвести неизгладимое впечатление на учеников. К сожалению, часто это впечатление оказывается негативным. Вот почему преподавателю, как никому другому, важно следить за тем как он говорит и помнить, что словом можно убить если не человека, то его желание что-либо изучать.
Все люди любят, когда с ними разговаривают дружелюбно и приветливо. Это не значит, что студентов нужно перехваливать в своей речи. Это значит, что преподаватель не должен позволять себе негативных высказываний (кроме тех случаев, когда это действительно необходимо). В своей речи хороший педагог должен переформулировать негативные высказывания таким образом, чтобы студент, поняв смысл высказывания, не принял его как оскорбительное или унижающее. Учитель должен, даже если его задача – озвучить правило или привлечь внимание к дисциплине, поощрять студентов на принятие правильных решений и демонстрировать, что учитель верит в своих учеников и их выбор. Давайте посмотрим на два примера речи учителя. «Прекращаем разговоры! Садитесь!» А вот ещё: «Когда все сядут и наступит тишина, мы можем приступить к занятию». Чувствуете разницу в речи? Первое высказывание сопровождается повышенным тоном и немалым уровнем агрессии в речи. Во втором случае учитель приглашает студентов принять верное решение и смотрит на них с терпением и ожиданием. Первый вариант речи пугает. Он не соответствует высокой культуре. Второй приглашает к сотрудничеству, это высокая культура.
Студенты, которые регулярно испытывают страх, смущение или незащищенность при виде учителя, не учатся хорошо. Обращаясь в своей речи к ученикам, мы должны помнить, что наши цели – культивирование взаимопонимания, уважения и доверия. Вот почему так важно пересмотреть свою собственную речь на предмет её способности ко всему вышеперечисленному. Высокая культура речи поможет более эффективно объяснять и новый материал.
Старайтесь в своей речи избегать негативных заключений и концентрироваться на позитивных. Негативные высказывания в речи «блокируют» способность студентов учиться. Учителя испугаются, но вот материал лучше не усвоят. Перефразируя и делая акцент в своей речи на положительных моментах, вы даёте студентам зелёный свет и одновременно доносите до них ту информацию, которую хотели донести в негативном высказывании. Учебники не всегда бывают достаточно хорошими (смотрите, например, критику учебников истории), поэтому от учителя, его культуры и объяснений зависит очень многое.
Сравните, какой должна быть речь педагога и какой она не должна быть: «Вы работаете очень медленно. Поторопитесь!» Или: «Вы работаете очень тщательно и усердно, это прекрасно, но у нас осталось всего 5 минут». Ещё пример: «Нет, это неверно. Ответ - ...» Или: «Мдаа, это сложное задание. Давайте его разберём ещё раз все вместе». В момент, когда вы пытаетесь скорректировать поведение учеников, фокусируйтесь в своей речи на конкретных вещах. Вместо: «Все успокоились», говорим: «Каждый, пожалуйста, возвращается на своё место».
Обращайте внимание не только на настрой вашей речи, но и на свои жесты и громкость голоса. Всё это также входит в понятие "культура речи". Дружелюбие речи передаётся через расслабленные движения, открытую жестикуляцию. Голос должен быть тёплым и спокойным, подходящим для конкретной возрастной аудитории. В ходе речи не закатывайте глаза а-ля «О Боже, за что мне это?!», старайтесь не скрещивать руки на груди, не стучите ногой в нетерпении и уж тем более не трясите указательным пальцем перед носом у провинившегося ученика во время назидательной речи. Все это - показатель низкой культуры речи. Вместо этого улыбайтесь, либо старайтесь сохранять нейтральное выражение лица (понятно, что в некоторых случаях улыбка лишняя, но и агрессии в речи и на лице быть не должно). Руки и плечи должны быть расслаблены. Кивайте в знак согласия и одобрения. Будьте хорошим оратором! К слову сказать, культура речи важна не только для учителя, но и для всех людей. Без развития культуры речи невозможно никакое прочее развитие! Для учителя это важно вдвойне!
Никогда в своей речи не пользуйтесь «языком лялечек». Высокая культура речи и "язык лялечек" несовместимы. Многие учителя любят «заек», «котиков» и прочих «зверюшек», забывая, что перед ними иногда другая возрастная аудитория. 12-летний подросток чувствует себя взрослым человеком, и «бэби-толк» - это то, что вгонит его в краску перед девчонками и в кучу комплексов. В вашей речи не должно быть никаких «котиков», если, конечно, вы не работаете в детском саду и не ставите сценку из жизни животного мира для родительского утренника.
Забудьте про сарказм. Даже если вам не даёт покоя образ Грегори Хауза, помните: это образ. В реальности сарказм – верный путь поранить ученика, и ничего забавного в нём нет. Однажды высмеянный студент захлопнется, и раскрыть его потом будет непросто, если вообще возможно. Никакого: «Дима, какое слово в предложении «Прекратите разговаривать» тебе непонятно?» Не так «остро», конечно, но вполне приемлемо: «Дима, послушай, пожалуйста». Вы должны видеть в ученике личность, читать человека как книгу и с уважением относиться к этой "книге".
Подводя итог, хочется отметить, что речь – это последнее, на что обращают внимание преподаватели. Они привыкают общаться в определённой манере и не отслеживают показателей мини-агрессии в собственной речи. В поисках ответа на вопрос о том, какой должна быть речь учителя и какими коммуникативным качествами она должна обладать, попробуйте проанализировать свою речь, задав себе следующие вопросы:
- насколько у моей речи подходящая «громкость»?
- какую лексику я использую в речи?
- какие предложения – негативные или предлагающие альтернативу – я употребляю в своей речи чаще всего?
Итак, какой же должна быть культура речи учителя? Она должна быть дружелюбной. Не пренебрегайте этими советами учителю. Помните, что дружелюбное отношение в классе, приятная атмосфера, способствующая раскрытию студента, - это задача учителя. Реализовать эту задачу учитель может при помощи грамотной речи, поработав над обращением, голосом, жестами и мимикой. Начните следить за собой и вы увидите, что многим вещам раньше не придавали значения (и это касается не только речи). Вы также увидите изменения в речи, если начнёте работу над ошибками. Обычно это дело студентов, но и учителю, который стремится к профессиональному росту, всегда есть что исправить в своём поведении и речи.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.