«Где ты набираешь воду во время путешествий?»
«На сколько хватает чистой воды?»
«Куда сливаешь грязную воду?»
«А туалет как очищать? Как часто?»
«Электричество откуда берёшь?»
Вопросы подобного рода на три темы – вода, слив, электроэнергия – задают каждому владельцу автодома его друзья, знакомые и просто интересующиеся. Попробую ответить на них, что называется, в картинках.
Перед началом – важный момент: мы ни разу не останавливались в кемпингах, все поездки проходили «дикарями». Отсюда и более сложная бытовая логистика.
Итак, по пунктам…
Какие ёмкости находятся на борту?
1. Бак для чистой воды – 120 литров
2. Бак для «серой» воды – 90 литров
3. Бачок (капсула) биотуалета
Чистая вода
В моём кемпере стоит бак для чистой воды объёмом 120 литров. Вот он на фотографии – расположен под сиденьем пассажиров:
Заливать воду теоретически можно двумя способами – через пробку бака из салона или через горловину в левом борту кемпера. Первым способом я ни разу не пользовался, поэтому просто расскажу про второй. Горловину видно на этой фотографии – я выделил красным:
С методом заливки воды мы определились. Теперь о способах, к которым я прибегал по ходу двух с лишним месяцев путешествий минувшего года.
1. Ведро + воронка
Самая первая заливка воды – зона отдыха в Белоруссии. Воду набирал в раковине в мужском туалете. Таскал-таскал вёдра и понял, что это не вариант. Больше к такому способу не прибегал ни разу.
2. Шланг
Лучший способ. Вопрос только в том, где взять кран с водой. И тут вам на помощь придёт ваша же наблюдательность – что называется «водите жалом» и обращайте внимание на любые краны. Моя первая заливка водой из шланга – на АЗС в Белоруссии. Это была последняя АЗС перед въездом в Польшу. Залив полный бак дизтоплива я возвращался к машине и увидел клумбу с фонтанчиком – да-да, на заправках в Белоруссии чего только не бывает.
Клумба с фонтанчиком стояли в небольшом водоёмчике, который подпитывался водой из шланга. Вот тут мысль и сработала в нужном направлении. Я добежал до кассирши и попросил разрешения воспользоваться шлангом. Она разрешила. Дальше – дело техники.
В Сербии я заливал воду из питьевого фонтанчика на заправке – вот фотография этого процесса:
В Греции – тоже заливались из питьевых фонтанов плюс на одном из мест стоянки мы познакомились с замечательной греческой семьёй. Они любезно предложили свою помощь в заливке. Вот фото заливки из греческого фонтанчика:
В Италии мы заночевали на стоянке на автостраде и утром выяснилось, что рядом есть кафе и кран с водой:
В Греции также заливались из душа(!) на пляжах. Главное – суметь подобраться к нему на не самой маленькой машине...
3. Бутыли + воронка
В Болгарии и на термальных источниках в Италии пришлось заливать воду из родника, но подъехать было нельзя, а шланг был взят очень короткий. На будущее надо купить длинный. Но ничего, залили:
Кстати! Бутыли – не просто так. Мы по ходу поездки обзавелись пустыми бутылями – 10 штук по 11 литров. Они отлично встали в багажник кемпера и у нас был запас в 110 литров чистой воды. Если заканчивался основной бак, я просто заливал НЗ и всё.
4. Заливка в специально отведённых зонах
Это особый случай – в Италии и Германии широко распространены специальные зоны для обслуживания кемперов.
Сначала расскажу про Италию. На больших автомагистралях такие зоны есть практически на каждой АЗС – в 99% случаев. Об этом предупреждает специальный символ на знаке. Вот он:
А вот собственно сама зона – здесь можно залить чистую воду, слить «серую» воду, слить туалет и даже (в случае ночёвки) запитаться электроэнергией. И всё это совершенно бесплатно!
В Германии в городке Оттобойрен, куда мы заезжали к друзьям, тоже есть две специальные зоны для кемперов. На секундочку – в городе живёт девять тысяч человек(!) и в нём есть две спецзоны для кемперов!
Вот зона для обслуживания:
Аналогично итальянскому варианту – залить/слить воду, слить/помыть бачок туалета. Всё бесплатно. А в ста метрах в лесочке есть ещё одна зона – там ты можешь встать на трое суток (это максимум). Эдакий «мини-кемпинг». Там есть розетка 220В, но это уже платно. 50 евроцентов за 1 кВт вроде, если я правильно помню. Мы этой услугой не воспользовались.
На сколько хватает бака чистой воды? Сложный вопрос. В среднем – примерно дня четыре. Ты сам постепенно начинаешь экономить воду – моешь посуду в экономном режиме (выключая кран, когда он не нужен) и т.д.
Грязная (серая) вода
Что такое «серая» вода? Это вода из раковин на кухне и в туалете, а также из душа. Она сливается в отдельный бак, слив из которого находится по левому борту за задним колесом.
Будучи людьми культурными мы поначалу вообще не понимали, куда это сливать. Потом нашли способ – ливневая канализация. Таким образом мы скорее делали добро – промывали её водой с чистящими средствами или шампунем. Но затем нас ждал культурный шок…
Знаете, как поступают со сливом «серой» воды настоящие европейцы? Мы видели это на примере (как минимум) французов, немцев, итальянцев и чехов. Они вообще не закрывают трубу слива. НИ-КОГ-ДА! Плевать на всё и на всех.
К примеру, на этой стоянке – дорога идёт под уклон – кемперы стоящие перед нами и за нами сливали воду таким образом:
Поэтому дорога всегда была полита водой с шампунем…
Как быстро заполняется «грязный бак»? Дней за четыре-пять, но доходило и до 7-8 дней. Всё зависит от темпов расходования воды и использования душа. Скажем в Греции мы стояли на пляжах и там были хорошие души – пользовались ими.
Туалет
В бачок туалета после его очистки и мытья необходимо залить 150 мл вот такой жидкости и три литра обычной воды:
Существует несколько видов данного продукта, мы заливали именно Green – в результате работы данной жидкости отходы превращаются в… удобрения, поэтому капсулу можно сливать прямо в кусты. Вроде как это даже полезно. Но опять же – мы так не делали и сливали либо в специально отведённых местах, либо в унитазы в общественных туалетах.
На сколько хватает капсулы туалета? Нас было двое – я и жена. Я, по возможности, ходил «до ветру», тем самым экономя бачок. В среднем нам хватало капсулы на пять дней.
Электричество
Вариантов три – запитаться от бортовой сети автомобиля, от внешнего бензинового генератора или от наружной розетки. При заведённом моторе или включенном во внешний вход (снаружи по правому борту) проводе от генератора или розетки в будке автодома включаются все розетки и прикуриватели.
1. Бортовая сеть
Всё традиционно. Заводишь двигатель и собственно всё. Что тут ещё говорить? В машине пять гнёзд прикуривателя (два в кабине водителя и три по жилой будке). Важный момент – в будке прикуриватели "узкие".
Такие ставили немцы в старые БМВ и грузовики МАН. Я купил переходники и разветвители, теперь все ОК.
2. Внешний бензогенератор
Я купил инверторный генератор Fubag TI 2000 – китайскую реплику генератора Honda. Он рассчитан на 1,6 кВт.
Выставил его на улицу, цепью закрепил к раме, завёл генератор и получаешь себе электричество.
3. Розетка
Как правило этот способ работает в кемпингах, но мы в них не бывали. Иногда попадаются розетки на стоянках (при АЗС), а также мы подключились к розетке на пароме Греция-Италия. Но про это я расскажу отдельно…