Летчик Валерий Чкалов
Служил Чкалов в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. За время службы проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В 1925 году «за поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии», был демобилизован и осужден на полгода.
В 1926 году 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (Гатчина), где Чкалов, восстановленный в армии, служит с 1926 по 1928 год.
В 1927 году как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи Чкалов направлен в столицу для участия в параде в честь десятилетия Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.
В марте 1928 года Чкалов был переведен на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. Здесь случилась авария, самолет Чкалова врезался в телеграфные провода при перегоне авиации из Гомеля в Брянск на бреющем полете. Чкалов возглавлял группу самолетов, поэтому был осужден на год. Правда, отсидел он только 16 суток, за него ходатайствовали Я. И. Алкснис и К. Е. Ворошилов. При этом из рядов армии он был уволен.
В запасе Чкалов продолжал трудовую деятельность. Вернувшись в Ленинград, работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.
Испытатель Валерий Чкалов
В 1930 году Чкалов был восстановлен в ВВС, назначен летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За время работы в НИИ Валерий Павлович совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика (авиаматки), несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.
В 1932 году был переведен с Ходынского поля в Москве на щелковский аэродром в Московской области. Полет Чкалова при перебазировании превратился в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Колонну из 46 крылатых машин, выстроившихся по три в ряду, возглавил самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.
В 1933 году Чкалов снова попал в запас и был переведен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Здесь он испытывал самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова:
- истребитель бипланной системы И-15,
- истребитель И-16 (один из первых монопланов),
- истребители танков «ВИТ-1», «ВИТ-2»,
- тяжелые бомбардировщики «ТБ-1», «ТБ-3 и др.
Фигуры высшего пилотажа Чкалова
Валерий Павлович стал автором двух новых фигур высшего пилотажа:
- восходящий штопор
- замедленная бочка
В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей.
Герой Чкалов
Перелет на Дальний Восток
20—22 июля 1936 экипаж Валерия Чкалова со вторым пилотом Георгием Филипповичем Байдуковым и штурманом Александром Васильевичем Беляковым совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд (ныне остров Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут.
Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете — через Северный полюс в Америку.
24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Сейчас этот самолет находится в музее в Чкаловске.
Перелет через Северный полюс
18—20 июня 1937 с тем же экипажем Чкалов совершил перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут). Экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
В 1937 году Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.
В 1938 году получил звание комбрига. Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался, предпочитая заниматься летной испытательной работой.
Гибель Чкалова
Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Уходя от столкновения с жилыми домами, летчик врезался в высоковольтную опору, получил травмы и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.
Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны. Споры о том, по чьей вине случилась трагедия, ведутся и сейчас.
Сын Чкалова, Игорь Валерьевич, был убежден, что гибель отца была преднамеренным убийством: «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина».
Семья Чкалова
В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле.
Жена Чкалова
Но все изменилось в 1924 году, когда на занятиях драмкружка он встретил свою вторую половинку, Ольгу Орехову. Между воздушным хулиганом и прекрасной учительницей русского языка и литературы сразу вспыхнули нежные чувства.
Ольга долго не могла решиться выйти замуж за Чкалова. Но ухаживания Чкалова, его смелость и мужество сделали свое дело. Поженились молодые люди в 1927 году. Чкалов просил свою супругу никогда не удерживать его от полетов и не беспокоиться за него. Ольга серьезно отнеслась к этому договору и ни разу не нарушила его. Чкалов это очень ценил, был рад тому, что его в семье поддерживают.
Кстати, Валерий и Ольга не просто расписались в ЗАГСе. Несмотря на гонения на Церковь, они венчались — из уважения к чувствам отца Чкалова, Павла Григорьевича, который в родном селе был церковным старостой.
Дети Чкалова
Чкаловы прожили вместе 11 лет, в браке родились дети:
- Сын – Игорь (1928-2006), пошел по стопам отца, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС.
- Дочь – Валерия (1935—2013)
- Дочь - Ольга (р. 1939)