Пассажирский самолёт L-410UVP установлен у дороги Джубга-Сочи на въезде в санаторий "Смена" у посёлка Шепси.
С дороги виден прекрасно. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - удовлетворительное.
Дата съёмки - 31 декабря 2016 года.
Let L-410 "Turbolet" - девятнадцатиместный универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ), разработанный конструкторским бюро завода Let (г.Куновице, Чешская республика).
Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП.
Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные — Чебурашка, Элка, Элли.
Разработка самолёта началась в 1966 году.
Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года.
В 1973 году начались лётные испытания второй серийной модификации самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М 601А.
В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью.
От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.).
Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию "Аэрофлотом".
УВП в названии версии L-410UVP означает русское "Укороченный взлёт и посадка".
Один из L-410UVP, выпущеный в феврале 1980 года, с бортовым номером CCCP-67139 и серийным номером 800405, установлен здесь в 1997 году в качестве придорожного кафе.
В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5).
Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51% акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купило принадлежащее российскому миллиардеру Искандеру Махмудову ОАО "Уральская горно-металлургическая компания".
В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 года выпущено 11 машин.
По состоянию на 2013 год производится модификация L-410UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом, системой TCAS.
L-410 UVP-E20 имеет сертификат типа АР МАК.
В сентябре 2013 года ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" приобрело 49% акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries).
Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет акций до 100%.
Где находится: Панорама на Yandex.
(хотите ещё такого себе в ленту - поставьте лайк)