Первая четверть XX века характеризуется бурным развитием только зародившейся авиации. Конструкторы экспериментировали с различными подходами к самолётостроению, испытывали различные компоновки, осваивали новую для себя науку аэродинамику. Все эти опыты породили множество летательных аппаратов, внешний вид которых сегодня вызывает огромное удивление. Одним из направлений экспериментов с конструкциями летательных аппаратов было увеличение числа крыльев для увеличения подъёмной силы. И порой авиаконструкторам-пионерам бывало трудно остановиться. Предлагаю вам поближе познакомиться с этими уникальными самолётами.
Трипланы
Начнём мы с простого - трипланы. Аппараты с тремя крыльями получились самыми успешными из всех многокрыльевых самолётов. Достаточно много трипланов даже пошло в серийное производство и успели успешно послужить лётчикам. Мы же рассмотрим лишь самые удивительные проекты.
В 1906 году офицер ВМФ США Мелвин Ваниман спроектировал и построил первый в мире триплан. Триплан Ванимана успешно летал, несмотря на кажущуюся непрочность конструкции.
Перемещаемся во Францию, где капитан французской армии Жан Доранд строит свой первый самолёт. У него получился очень необычный даже для своего времени триплан.
Следующий наш герой - морской инженер маркиз д'Эквивилли. В 1911 году он представляет свой Geary Circular Triplane - триплан-в-круге. К сожалению, этот аппарат так и не смог подняться в воздух. А вот к маркизу д'Эквивилли мы в нашей статье ещё вернёмся.
Триплан французской фирмы Astra выглядел достаточно стандартно, если бы не одно но. Конструкторы ничего не придумали лучше, чем разместить шасси на нижнем крыле. В результате этот самолёт, несмотря на хорошие лётные характеристики, так и остался построенным в единственном экземпляре. Уж больно непрочной оказалась такая конструкция шасси.
Победитель многих авиационных соревнований, известный пионер авиации Луи Полан тоже не остался в стороне от разработки трипланов. Свой аппарат с характерными крыльями, похожими на птичьи, он представил в 1911 году.
Четверопланы
Самолётов с четырьмя крыльями конструкторы спроектировали не так уж и много. Может быть считали, что чего мелочиться уже, если три крыла не устроило. Но интересные экземпляры есть и здесь.
Генри Вильям Якобс, инженер из Арканзаса, создаёт свой проект четвероплана в 1910 году. Якобс запатентовал свою разработку и построил прототип, но об успешных полётах ничего не известно.
Английская фирма Armstrong Whitworth смогла выпустить малую серию четверопланов - двухместных истребителей Armstrong Whitworth F.K.10, построенных по классической схеме. Однако в боевых вылетах они так и не приняли участия, хоть и поступили на вооружение в Royal Flying Corps.
В 1917 году в воздух поднялся экстраординарный ночной охотник за Цеппелинами - Pemberton-Billing P.B.31E Nighthawk. Самолёт у английских инженеров откровенно не получился - ему нужен был целый час, чтобы достичь высоты в 3 километра. Банально не хватало мощности двигателей для тяжёлой машины. Да и Первая мировая война подходила к концу. В итоге единственный экземпляр был разобран.
А вот американский инженер Джером Зербе считал, что четвероплан обязательно должен нести на себе крылья "ступенькой". С завидным упорством он 10 лет пытался создать летающий экземпляр своего проекта. Увы, без особых успехов - последняя версия Zerbe Air Sedan научилась лишь подпрыгивать на небольшую высоту.
Многопланы
И переходим к настоящим монстрам - самолётам с пятью и больше крыльями. Конструкции поражают воображение! Но всегда стоит напоминать себе, что большая часть из этих аппаратов так и не смогла подняться в воздух...
Жил себе в Англии инженер Горацио Фредерик Филлипс. В какой-то момент он понял, что одержим идеей полёта человека и стал разрабатывать один летающий аппарат за другим. За 10 лет до первого полёта братьев Райт Филлипс патентует Phillips Flying Machine (летающую машину Филлипса) с 50 крыльями. Удивительно, но она полетела! Без пилота и поднимаясь всего лишь на высоту в 1 метр, но полетела же! Уже в 1904 году Горацио строит упрощённую версию своего многоплана - "всего" с 21 крылом. В этот раз самолёт должен был подняться в воздух уже с пилотом. Аппарат смог подняться в воздух на 15 метров, но полётом это назвать было трудно - так, прыжки. И тогда Филлипс вместе с сыновьями строит свой лучший аэроплан - с 200 крыльями! И 6 апреля 1907 года она смогла совершить первый в Англии полноценный полёт.
Наш старый знакомый - маркиз д'Эквивилли - в 1907 году строит свой первый многоплан. 7 крыльев, заключённых в кольцо. А в 1908 бьёт рекорд с 50-крыльным самолётом.
Внесли свою лепту в историю многопланов и швейцарцы. Братья Арман и Анри Дюфо в 1908 году создали свой 6-крыльный летательный аппарат. Крылья были расположены в двух секциях по 3 крыла в каждой. Проект был заброшен после неудачной попытки взлететь.
Шестикрылый многоплан американской компании Howard Huntington Aircraft Co Inc получился слишком тяжёлым и взлететь не смог. Но конструкция вышла уникальной - крылья расположили не одно над одним, а вдоль всего фюзеляжа.
Итальянцы ворвались в мир многопланов с гигантской летающей лодкой Caproni Ca.60 Noviplano. 9 крыльев, 8 двенадцати цилиндровых двигателей, 25 метров в длину и ... авария в первом же полёте 4 марта 1921 года.
Американец Фредерик Герхард смог разработать вдвойне необычный аппарат - это был многоплан с 7 крыльями, приводимый в движение человеческой силой. Cycleplane Герхарда совершил свой первый успешный полёт в 1923 году.
И абсолютный рекордсмен нашего крыльевого турнира в индивидуальном и командном зачётах - многоплан Cygnet. Его спроектировал известный всем изобретатель телефона Александр Грэм Белл и этот аппарат имел 3393 крыла-ячейки. Три тысячи триста девяносто три! Но такое количество крыльев ему не помогло - Cygnet так и не смог оторваться от земли.
К 1930 годам авиаконструкторы уже накопили достаточно опыта, чтобы отойти от многопланов к классическим нынче схемам биплана и моноплана. Ну а эти проекты так и останутся свидетельством первых неуверенных шагов человека в покорении воздушного океана.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫