Найти тему
Основной аэродром

"Крыльев много не бывает". Удивительные самолёты начала XX века.

Оглавление

Первая четверть XX века характеризуется бурным развитием только зародившейся авиации. Конструкторы экспериментировали с различными подходами к самолётостроению, испытывали различные компоновки, осваивали новую для себя науку аэродинамику. Все эти опыты породили множество летательных аппаратов, внешний вид которых сегодня вызывает огромное удивление. Одним из направлений экспериментов с конструкциями летательных аппаратов было увеличение числа крыльев для увеличения подъёмной силы. И порой авиаконструкторам-пионерам бывало трудно остановиться. Предлагаю вам поближе познакомиться с этими уникальными самолётами.

Трипланы

Начнём мы с простого - трипланы. Аппараты с тремя крыльями получились самыми успешными из всех многокрыльевых самолётов. Достаточно много трипланов даже пошло в серийное производство и успели успешно послужить лётчикам. Мы же рассмотрим лишь самые удивительные проекты.

В 1906 году офицер ВМФ США Мелвин Ваниман спроектировал и построил первый в мире триплан. Триплан Ванимана успешно летал, несмотря на кажущуюся непрочность конструкции.

Триплан Винимана, 1906 год
Триплан Винимана, 1906 год

Перемещаемся во Францию, где капитан французской армии Жан Доранд строит свой первый самолёт. У него получился очень необычный даже для своего времени триплан.

Триплан Доранда, 1908 год
Триплан Доранда, 1908 год

Следующий наш герой - морской инженер маркиз д'Эквивилли. В 1911 году он представляет свой Geary Circular Triplane - триплан-в-круге. К сожалению, этот аппарат так и не смог подняться в воздух. А вот к маркизу д'Эквивилли мы в нашей статье ещё вернёмся.

Geary Circular Triplane маркиза д'Эквивилли, 1911 год
Geary Circular Triplane маркиза д'Эквивилли, 1911 год

Триплан французской фирмы Astra выглядел достаточно стандартно, если бы не одно но. Конструкторы ничего не придумали лучше, чем разместить шасси на нижнем крыле. В результате этот самолёт, несмотря на хорошие лётные характеристики, так и остался построенным в единственном экземпляре. Уж больно непрочной оказалась такая конструкция шасси.

Триплан Astra в полёте, 1911 год
Триплан Astra в полёте, 1911 год

Победитель многих авиационных соревнований, известный пионер авиации Луи Полан тоже не остался в стороне от разработки трипланов. Свой аппарат с характерными крыльями, похожими на птичьи, он представил в 1911 году.

Триплан Полана, 1911 год
Триплан Полана, 1911 год

Четверопланы

Самолётов с четырьмя крыльями конструкторы спроектировали не так уж и много. Может быть считали, что чего мелочиться уже, если три крыла не устроило. Но интересные экземпляры есть и здесь.

Генри Вильям Якобс, инженер из Арканзаса, создаёт свой проект четвероплана в 1910 году. Якобс запатентовал свою разработку и построил прототип, но об успешных полётах ничего не известно.

Четвероплан Якобса, 1910 год
Четвероплан Якобса, 1910 год

Английская фирма Armstrong Whitworth смогла выпустить малую серию четверопланов - двухместных истребителей Armstrong Whitworth F.K.10, построенных по классической схеме. Однако в боевых вылетах они так и не приняли участия, хоть и поступили на вооружение в Royal Flying Corps.

Armstrong Whitworth F.K.10, 1916 год
Armstrong Whitworth F.K.10, 1916 год

В 1917 году в воздух поднялся экстраординарный ночной охотник за Цеппелинами - Pemberton-Billing P.B.31E Nighthawk. Самолёт у английских инженеров откровенно не получился - ему нужен был целый час, чтобы достичь высоты в 3 километра. Банально не хватало мощности двигателей для тяжёлой машины. Да и Первая мировая война подходила к концу. В итоге единственный экземпляр был разобран.

Pemberton-Billing P.B.31E Nighthawk, 1917 год
Pemberton-Billing P.B.31E Nighthawk, 1917 год

А вот американский инженер Джером Зербе считал, что четвероплан обязательно должен нести на себе крылья "ступенькой". С завидным упорством он 10 лет пытался создать летающий экземпляр своего проекта. Увы, без особых успехов - последняя версия Zerbe Air Sedan научилась лишь подпрыгивать на небольшую высоту.

Zerbe Air Sedan, 1919 год
Zerbe Air Sedan, 1919 год

Многопланы

И переходим к настоящим монстрам - самолётам с пятью и больше крыльями. Конструкции поражают воображение! Но всегда стоит напоминать себе, что большая часть из этих аппаратов так и не смогла подняться в воздух...

Жил себе в Англии инженер Горацио Фредерик Филлипс. В какой-то момент он понял, что одержим идеей полёта человека и стал разрабатывать один летающий аппарат за другим. За 10 лет до первого полёта братьев Райт Филлипс патентует Phillips Flying Machine (летающую машину Филлипса) с 50 крыльями. Удивительно, но она полетела! Без пилота и поднимаясь всего лишь на высоту в 1 метр, но полетела же! Уже в 1904 году Горацио строит упрощённую версию своего многоплана - "всего" с 21 крылом. В этот раз самолёт должен был подняться в воздух уже с пилотом. Аппарат смог подняться в воздух на 15 метров, но полётом это назвать было трудно - так, прыжки. И тогда Филлипс вместе с сыновьями строит свой лучший аэроплан - с 200 крыльями! И 6 апреля 1907 года она смогла совершить первый в Англии полноценный полёт.

Летающая машина Филлипса, 1893 год
Летающая машина Филлипса, 1893 год
Многоплан Филлипса с 21 крылом, 1904 год
Многоплан Филлипса с 21 крылом, 1904 год
[1907_flying_machine.jpg] Многоплан Филлипса с 200 крыльями, 1907 год
[1907_flying_machine.jpg] Многоплан Филлипса с 200 крыльями, 1907 год

Наш старый знакомый - маркиз д'Эквивилли - в 1907 году строит свой первый многоплан. 7 крыльев, заключённых в кольцо. А в 1908 бьёт рекорд с 50-крыльным самолётом.

Многоплан маркиза д'Эквивилли с 7 крыльями, 1907 год
Многоплан маркиза д'Эквивилли с 7 крыльями, 1907 год
Многоплан маркиза д'Эквивилли с 50 крыльями, 1907 год
Многоплан маркиза д'Эквивилли с 50 крыльями, 1907 год

Внесли свою лепту в историю многопланов и швейцарцы. Братья Арман и Анри Дюфо в 1908 году создали свой 6-крыльный летательный аппарат. Крылья были расположены в двух секциях по 3 крыла в каждой. Проект был заброшен после неудачной попытки взлететь.

Многоплан братьев Дюфо с 6 крыльями, 1908 год
Многоплан братьев Дюфо с 6 крыльями, 1908 год

Шестикрылый многоплан американской компании Howard Huntington Aircraft Co Inc получился слишком тяжёлым и взлететь не смог. Но конструкция вышла уникальной - крылья расположили не одно над одним, а вдоль всего фюзеляжа.

Многоплан Howard Huntington с 6 крыльям, 1914 год
Многоплан Howard Huntington с 6 крыльям, 1914 год

Итальянцы ворвались в мир многопланов с гигантской летающей лодкой Caproni Ca.60 Noviplano. 9 крыльев, 8 двенадцати цилиндровых двигателей, 25 метров в длину и ... авария в первом же полёте 4 марта 1921 года.

Caproni Ca.60 Noviplano выкатывают из ангара, 1921 год
Caproni Ca.60 Noviplano выкатывают из ангара, 1921 год

Американец Фредерик Герхард смог разработать вдвойне необычный аппарат - это был многоплан с 7 крыльями, приводимый в движение человеческой силой. Cycleplane Герхарда совершил свой первый успешный полёт в 1923 году.

Cycleplane Герхарда, 1923 год
Cycleplane Герхарда, 1923 год

И абсолютный рекордсмен нашего крыльевого турнира в индивидуальном и командном зачётах - многоплан Cygnet. Его спроектировал известный всем изобретатель телефона Александр Грэм Белл и этот аппарат имел 3393 крыла-ячейки. Три тысячи триста девяносто три! Но такое количество крыльев ему не помогло - Cygnet так и не смог оторваться от земли.

Cygnet Александра Грэма Белла, 1909 год
Cygnet Александра Грэма Белла, 1909 год

К 1930 годам авиаконструкторы уже накопили достаточно опыта, чтобы отойти от многопланов к классическим нынче схемам биплана и моноплана. Ну а эти проекты так и останутся свидетельством первых неуверенных шагов человека в покорении воздушного океана.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫