Вспомним те трагические события, когда 25 декабря 2017 года автобус, следовавший из Москвы в Сколково, выехал на тротуар и въехал в подземный переход. Пострадали люди.
Рассматривались две версии: ошибка водителя и неисправность автобуса.
Экспертизу автобуса доверили его производителю: группе «ГАЗ». Странно, что руководствуясь подобной логикой, экспертизу действий водителя не доверили, скажем, его отцу.
Пресс-релиз компании гласил:
«Представители Ликинского автобусного завода "Группы ГАЗ" были направлены на место аварии, чтобы изучить обстоятельства происшествия. Кроме того, технические эксперты ЛиАЗа также направлены по месту буксировки автобуса для проведения детального анализа его технического состояния.»
Автобус ЛИАЗ-5292.60 был новым, 2016 года выпуска. Аргументируя свою непричастность к происшествию данным фактом, а также тем, что автобус оснащен «сертифицированной пневматической двухконтурной тормозной системой Wabco или Knorr-Bremse с системой ABS с двумя уровнями резервирования при отказе», эксперты ГАЗа утверждали, что:
«с большой долей вероятности водителем не была задействована ни одна из перечисленных тормозных систем автобуса, не говоря о простой возможности торможения двигателем, в противном случае автобус бы гарантированно остановился.»
Гарантированно! То есть, получается, что двухконтурная система Knorr-Bremse никак не может отказать.
Человек, мало-мальски разбирающийся в технике, не поверит такому уровню объяснений. Потому что даже Knorr-Bremse отказать МОЖЕТ. Это техника. Сделанная людьми. Также могут отказать и рулевое управление и коробка передач и тем более система управления двигателем. Даже педаль газа может заклинить.
Для развенчания мифа о безгрешности заграничной (и не только) техники бегло пройдемся только по официально выявленным критическим проблемам у крупнейших мировых автопроизводителей:
Концерн Chrysler объявил об отзыве 35 тысяч автомобилей Dodge Caliber и Jeep Compass в связи с потенциальной угрозой заедания педали газа. Отзыву подлежат машины, выпущенные в период с марта по апрель 2006 года и проданные на рынках США, Канады и Мексики.
Toyota отзывает некоторые модели Lexus RX350 и RX450h, изготовленные с 2008 по 2010 год, а также автомобили Toyota Land Cruiser, выпущенные с 2007 года по 2011 год. Причина: заклинившая педаль акселератора может привести к неконтролируемому ускорению автомобиля и затруднить торможение.
КРАЙСЛЕР отзывает модели 2010 года: КРАЙСЛЕР СЕБРИНГ, ДОДЖ AVENGER И NITRO, ДЖИП ЛИБЕРТИ, КОММАНДЕР И ГРАНД ЧЕРОКИ, ДОДЖ РАМ 2009-2010 года. Причина: на штоке вакуумного усилителя тормозов может отсутствовать крепежный элемент, что может привести к отказу тормозов.
Subaru отзывает Forester, произведенные с января по март 2013 года. Причина: от жары коврики из-за неправильного материала подложки могут деформироваться, что может помешать правильной работе педалей сцепления, тормоза или акселератора.
Subaru отзывает некоторые модели Импреза 2008-2011 года, WRX и STI 2008-2014 годов и Форестер 2009-2013 годов. Причина: существует высокая опасность сквозной коррозии тормозной магистрали, что может вызвать утечку тормозной жидкости.
KIA отзывает Spectra 2005 модельного года. Причина: на некоторых машинах рулевые тяги имеют производственный брак. Поломка тяги может привести к потере рулевого управления.
BMW отзывает некоторые модели 2012-2014 годов: БМВ 328i, 320i, 528i, x1 sDrive28i, Х1 xDrive28i, Х3 xDrive28i, Z4 sDrive28i, 428i. Причина: из-за недостаточного количества заложенной смазки вакуумный усилитель тормозов может заклинить.
GM отзывает некоторые модели 2016-2017 годов Silverado 1500,, Кадиллак Эскалейд ЕСВ, Шевроле Сабурбан, Шевроле Тахо, GMC Сиерра, GMC Юкон и GMC Юкон XL. Причина: верхние тяги рулевого управления имеют дефекты сварочного шва, что может вызвать их поломку и отказ рулевого управления.
GM отзывает модели 2015 года: Шевроле Сильверадо, Тахо, GMC Сиерра, и Yukon XL, оборудованных системой рулевого управления с электроусилителем (EPS). Причина: из-за проблемы с модулем EPS может возникнуть внезапный отказ усилителя руля во время движения.
Немного углубимся в историю:
Крепление двигателя, используемое в 1965-1969 годах в Chevrolet Chevys, будучи подвержено разрушению из-за своей ненадежной конструкции, что заставляло двигатель изменять положение и тем самым вызывало неконтролируемое открытие дроссельной заслонки, которое резко ускоряло автомобиль. Также разрушение крепления вызывало смещение автоматической коробки, из-за чего становилось невозможно установить ручку АКПП в положение "Паркинг". GM объявил 5 декабря 1971 года, что он отзывает 6,5 миллионов автомобилей для решения этой проблемы.
Автоматические трансмиссии Ford на автомобилях, изготовленных с1966 по 1980 год, имели следующий дефект: находясь в положении "Паркинг", из-за плохой фиксации ручка могла самопроизвольно перескочить в положение "Реверс". В 1981 году компания Ford отправила 23 миллионам владельцев машин с дефектами стикеры для наклеивания на приборную панель: «Убедитесь, что рычаг переключения передач полностью установлен в "Паркинг", и "Включи стояночный тормоз, прежде чем покинуть автомобиль".
И из последних новостей:
Согласно данных Fiat Chrysler Automobiles, могут быть отозваны более 1,8 миллиона траков Dodge Ram из-за проблем с электроникой, управляющей редуктором рулевого управления.
Автопроизводитель также отзывает Ram 2009-2017 модельного года и Ram 2500 и Ram 3500 2010-2017 года. Также отзываются Ram 4500 и 5500.
В вышеперечисленных траках обязательный элемент безопасности автоматической коробки передач BTSI (предохранитель, препятствующий переключению передачи из стояночного режима, если не нажата педаль тормоза) может отказать, если он длительное время находился под воздействием высоких температур. Если BTSI отказывает, машина может самопроизвольно или под действием сторонней силы (ребенок, животное, упавший предмет) переключиться из положения «Parking” и начать движение. Зафиксировано семь травм и некоторое количество аварий, которые связаны с проблемой.
«Фиат-Крайслер исправит BTSI в отозванных транспортных средствах», - сказал Том МакКарти, глава отдела обеспечения безопасности и анализа продуктов. «Тем не менее, мы призываем клиентов всегда использовать стояночные тормоза и не оставлять без присмотра в салоне детей или животных».
В 2017 году у траков «Рам» уже была серия крупных отзывов.
В сентябре Фиат-Крайслер отзывала 500 000 пикапов из-за подшипника водяного насоса, который перегревался и вызывал пожар в двигательном отсеке. В мае проблема с программным обеспечением спровоцировала отзыв миллиона пикапов Ram. Ремни и подушки безопасности в аварийном режиме вызывали серьезные травмы пассажиров.
Вывод: не стоит верить аргументам о том, что техника безгрешна, в отличие от человека. Ошибки техники - это тот же человеческий фактор, разве что не столь очевидный.