Один бывший воин-интернационалист, участник афганской войны, через много лет снова побывал в Кандагаре. И ничего там за прошедшие годы не изменилось, если глянуть на первый взгляд. Но на самом деле изменилось главное – отношение к шурави, бывшим советским солдатам, которых теперь вспоминают с романтикой, как настоящего друга и врага, открытого и достойного.
- Как живется, - спросил он одного из известных ранее полевых командиров.
- Воюем…
- Как новый враг?
-Да какой это враг! Они не мужчины. Знают только ракеты. Настоящий мужчина так не воюет. Сначала пульнут 100 ракет, потом осторожно появится один солдат… Хоть бы кто вышел в поле и показал силу, как настоящие мужчины… Нет.
Я тебе расскажу, какими были шурави.
Один раз нас было 150 человек и надо было пройти в долину. А на высоте по дороге сидели и перекрывали ее шурави. И мы точно знали, что их там на посту пятеро. Поэтому сначала пошли прямо. По нам ударил пулемет. Пошли в обход – там опять пулемет. Мы пошли на высоту с трех сторон. Так они умудрялись стрелять из пулемета с трех сторон.
И мы не могли пройти. Потеряли много людей. И так пока на высоте не кончились патроны. Только тогда мы добрались все-таки до высоты – там было пять голодных солдат, хорошо, если лет по двадцать, еда у них кончилась. Воды тоже не было. Они еле держались, но смотрели волками. Я тогда посмотрел на них и сказал «Шурави, читайте молитву, если знаете». Мы были готовы их разорвать на части.
И они встали в ряд, готовые загрызть нас, но умереть с честью. И мы … перевязали их, накормили, отдали оружие и я сказал «Шурави, я бы хотел, чтобы мои сыновья были такими же. Уходите». Они ушли. И пока они уходили, ни один не обернулся и не пригнулся. Вот это был противник! Что там – эти американцы…