В предыдущий раз мы разобрали, что же такое управление. Как оно осуществляется и из чего состоит (что нужно делать, что бы управлять). Если кто подзабыл – всегда можно подсмотреть предыдущий материал.
Сегодня мы будем знакомиться со стилями управления.
Наверняка каждый из нас встречал различных начальников и видел, ощущал на себе их стиль управления.
Прежде всего, определим, что понимаем под стилем управления: это способ, которым руководитель управляет своими подчиненными. Манера поведения, обусловленная чертами, психологическим состоянием и складом характера. Его отношение к подчиненным.
Дальше будет интересней, потому что вы будете узнавать людей, которые вами руководят, в том или ином стиле руководства ))
Есть множество классификаций, делений и ранжирования стилей. Мы примем за основу следующую:
- Авторитарный
- Продажа
- коучинг
- делегирование
И теперь коротко разберем каждый стиль, что бы знать, в чем он заключается, и в чем отличие от других стилей.
Авторитарный
Любую задачу разбивает на мелкие шаги с частыми сроками контроля. Контролирует каждый шаг. Каждый шаг сотрудник должен делать так, а не иначе. Дает инструкции, что и как делать. По сути, сотрудник отвечает в данном случае не за результат, а за выполнение инструкций.
Принимает решение единолично, ориентируясь на собственные знания и опыт, часто преследуя свои цели. Занимает жесткую позицию. Мнение подчиненных не интересует. Использует административные меры принуждения.
Моральная поддержка подчиненным не оказывается.
Часто, такой стиль управления усугубляется личными качествами руководителя.
Продажа (Убеждение)
Поручаемые подчиненными задачи больше, сроки контроля реже, чем при авторитарном стиле. Как правило, сотрудникам рассказывает, какая задача стоит в целом и четко обозначает каждому свой «фронт работ», описывает роль. Использует мотивирующие слоганы: (Мы же команда. Для того что бы мы это сделали нам следует. Поручаю тебе, так как у тебя хорошо получается). Присутствует временной контроль, но он реже, так как подчиненным поручается часть задачи, а не просто шаг. Может обсуждать с сотрудниками что получилось и что нет, в ходе контроля.
Оказывает поддержку. Ответственность за конечный результат лежит на руководителе. Требует исполнения
Такой руководитель убеждает подчиненных, продает им идеи и тем самым мотивирует их к действию.
Коучинг (Сотрудничество)
Как правило, советуется с сотрудником (Вижу, что у тебя получается решать такие задачи, и решил с тобой посоветоваться, как ты считаешь…? Как ты думаешь можно поступить в данной ситуации?)
Одобряет идеи сотрудников, если считает, что идея не соответствует – корректирует ее.
Задачи не детализирует. Предоставляет свободу в решении и выполнении. Готов всегда поддержать. Развивает своих подчиненных и старается вместе с ними работать над повышением их квалификации и личностным ростом. Больше присутствует неформальное общение. Не раздает указания, а просит. Работа строится по принципу: подчиненный предложил - руководитель одобрил. Часть решений доверяет принимать подчиненным.
Всячески старается стимулировать креативность, пытается раскрыть личность сотрудников.
Делегирование
Делегирование — организация процесса, при котором передается не только возможность решения задачи, а еще и полномочия, для ее решения. Оговаривается только конечная цель, результат.
Подчиненные самостоятельно выполняют свою работу. Контроль, даже промежуточный, отсутствует. Сверяется только конечный результат. Как правило, никакой поддержки руководитель не оказывает. Мотивирует сотрудников тем, что доверяет принимать решения самостоятельно. Ответственность за результат целиком лежит на сотруднике.
Попробуйте теперь определить стили управления своих руководителей ))