У Иркутского общественного транспорта много проблем: неоптимальная маршрутная сеть, изношенный парк, нарушающие закон частники, казённый язык в салонах. Есть недостатки, которые мешают людям отказаться от машин (плохое транспортное планирование), есть гигиенические, на которые люди внимание не обращают (канцелярит в объявлениях).
А вот проблема, которую я не могу однозначно классифицировать как критическую или не значимую: качество остановочных павильонов. Их не хватает, а имеющиеся — плохи. Но будет ли больше людей пользоваться общественным транспортом, если это правильно оборудовать остановочные павильоны — я не знаю.
Но давайте разберёмся, а действительно ли имеющиеся остановки плохи или это я просто решил побухтеть (про хорошие остановки уже писал Аркадий Гершман, например). А потом посмотрим, что и как можно сделать и что мэрия предпринимает в связи с этим.
Чтобы оценить качество остановок, нужно определиться с критериями. Просто так «нравится — не нравится» — плохой вариант. Я решил опираться на исследование Артёма Ольшевича. Он выявил несколько групп для оценки качества городской среды:
— защита от трафика;
— защита от криминала;
— условия для прогулок;
— условия для сидения и лежания;
— условия для стояния;
— условия для смотрения;
— условия для бесед и слушания;
— сомасштабность объектов человеку;
— условия для игр и развлечений.
Я немного переработал эти группы и предположил, что если для каждой из них определить составные элементы, а затем с этим списком подойти к любой остановке и проверить её, то станет ясно, годная она или нет. При этом не будет иметь никакого значения, из каких материалов сделан павильон, соблюдались ли при его создании госты, насколько капитальное строение, за муниципальный это счёт или же нет, делал дизайн беззвестный студент или бывший главный дизайнер города. Если остановка набирает много очков — она хорошая, если мало — плохая.
Шкала будет простой:
☆☆☆ — этого элемента нет (но надо учитывать, что иногда его наличие принципиально невозможно);
★☆☆ — элемент формально присутствует, но пользоваться невозможно, сделано на отвали;
★★☆ — элемент есть, приемлемое качество, можно пользоваться;
★★★ — элемент есть и в Иркутске нельзя желать лучшего.
Дальше по тексту возле каждого пункта я буду ставить минимальное количество звёзд, которое считаю достаточным для начала обсуждения.
1. Защита от трафика (7...15 ★)
Остановка — место, где человек уязвим для машин. Пока муниципалитет не может справиться с частниками, не подъезжающим вплотную к бордюру и не останавливающимся напротив павильона, люди вынуждены выходить на проезжую часть. На тротуар-то машины вылетают, а уж убить человека несколькими центнерами разогнавшегося металла на дороге — ещё проще. С этим нужно бороться юридическими и физическими ограничениями.
В Иркутске есть трамваи. И почти нет для него специализированных остановок. Таких, где люди не рискуют попасть под колёса машины (свежий случай наезда — 12 августа, на Детской).
Защищать нужно не только от травм, а ещё и от брызг. Проезжающие машины не должны обдавать грязью ожидающих на остановке.
⨀
1.1. Юридические способы ограничения скорости (★☆☆)
Пешеход чувствует себя некомфортно, если мимо проезжают машины на большой скорости. Психологически человек вопринимает опасной скорость выше 50 км/ч — потому что в естественной природе быстрее ничего не движется.
К тому же остановки обычно находятся недалеко от переходов или социально значимых объектов (школы), людям нужна возможность безопасно переходить дорогу.
Но юридические способы ограничения в России пока не очень работают: водители уверены, что если на знаке 40, а не штрафуют при 60, то можно ехать 60. По какой-то странной логике они считают, что знаки ставят, чтобы собирать с водителей деньги, а не спасать жизни людей.
Но у администрации никакого русского города не хватит яиц, чтобы зная такую извращённую логику, поставить ограничение скорости хотя бы в 30 км/ч, чтобы на выходе получались безопасные для пешеходов, водителей и велосипедистов скорости.
Правительство РФ хочет снизить нештрафуемое превышение с 20 км/ч до 10 км/ч, но только это тоже полумера, это ненаказуемое превышение нужно убирать полностью.
Поэтому пока не будут изменений на законодательном уровне, больше одной звёздочки по этому параметру пока не получится.
⨀
1.2. Механические способы ограничения скорости (★★☆)
Знаки будут работать только для сознательных людей. Если это автохамы, любители опасной езды, особые люди с важными номерами, то знаки для них не будут работать.
Поэтому нужно не допустить физической возможности разогнаться выше допустимой для безопасности скорости. В Европе не только другой менталитет, там высокие штрафы и правильно спроектированная среда.
Самые простые способы (подробнее — в отрытом письме главному архитектору Иркутска о пешеходных ограждениях):
- сужение полос движения до 3...3,25 м;.
- оборудование островков безопасности;
- устройство шиканов (искусственных искривлений проезжей части);
- оборудование искусственных неровностей;
- организация треугольников видимости на пешеходных переходах;
- приподнятие уровня проезжей части у пешеходного перехода до уровня тротуара;
- использование альтернативного покрытия (плитка, брусчатка).
В августе 2017 года Минтранс выпустил рекомендации по успокоению трафика. В конце документа приложил таблицу с оценкой эффективности разных мер для разных случаев. И это не умозрительные выводы, а проверенная мировым опытом практика.
Но гаишники на местах этим не интересуются, им не важно, сколько людей умирает на дорогах, у них другие официальные показатели и неофициальные интересы
⨀
1.3. Отсутствие кармана или антикарман (★★☆)
Написать, что находиться на проезжей части опасно, сказать, что потом подробно расскажу о карманах на примере Иркутска. Хотя не знаю, что добавить к тому, что уже написал Гершман.
⨀
1.4. Трамвайная платформа (☆☆☆)
Там, где ходит трамвай, разумеется. В остальных местах — не обязательна. Поэтому у некоторых остановок будет ноль звёзд. О том, как должны выглядеть трамвайные платформы, расскажу в отдельном материале.
⨀
1.5. Водоотвод (★★☆)
Перед остановочным павильоном не должны скапливаться лужи, чтобы автобусы не обдавали водой ожидающих транспорт.
С водоотводом в Иркутске плохо. Дренаж плохой, ливнёвка не работает. После дождя пешеходам сложно перейти дорогу, потому что приподнятые переходы у нас не строят (хотя это законно), зато делают разуклонку так, чтобы вода стекала прямо к зебрам.
Собирается вода и на остановках: в этом месте часто притормаживают, асфальт истирается и в нём скапливается вода. Хотя этого можно было избежать при строительстве дороги. Нужно только вспомнить физику за 7 класс о свойствах жидкостей.
☥
2. Защита от криминала (6...21 ★)
Если общественный транспорт будет ходить по расписанию, особенно вечером, то люди будут меньше находиться в ожидании днём, а рано утром и поздно вечером — подходить к нужному часу. И это уже повышение безопасности.
Однако можно обеспечить её ещё и другими средствами. Жертвами нападения или кражи могут стать не только пассажиры, в ожидании транспорта, а ещё и прохожие.
⨀
2.1. Видеонаблюдение (★☆☆)
В трамваях и троллейбусы начали появляться камеры видеонаблюдения. В случае какого-то происшествия негодяев можно и не выпускать из салона до приезда полиции даже без этих камер, камеры помогают найти скрывшегося злоумышленника.
А вот если что-то произойдёт на остановке, то хулиганы или преступники останутся безнаказанными. Поэтому камеры на остановочных павильонах были бы ценнее, чем в салонах.
Даже если на остановке будет стоять заметный муляж, то это уже повышение безопасности: некоторые правонарушители ведут себя спокойнее под видеонаблюдением, опасаясь возмездия.
⨀
2.2. Просматриваемость (★★☆)
Камера выполняет ту же роль, которую могут выполнять находящиеся на улице люди. Чем больше людей в зоне видимости, тем меньше желания приставать к девушкам или докапываться к мальчикам.
Если конструкция остановки такая, что ухудшает просматриваемость: из-за стенок, деревьев, кустов, рекламных и информационных конструкций, то находиться на ней опасно. Прозрачная стенка павильона по ходу движения транспорта, к тому же, позволяет пассажирам наблюдать за подходящим транспортом, не выходя на тротуар.
⨀
2.3. Хорошее освещение (★★☆)
Где темно, там страшно и некомфортно. При хорошей освещённости и камерам легче, и прохожим лучше будет видно, если на остановке будет происходить что-то странное, поэтому риск возникновения этого странного будет ниже.
К тому же хорошо освещённая остановка будет заметнее утром и вечером, что поможет её найти тем, кто впервые в этом районе.
Ночью в павильоне должно быть достаточно светло, чтобы люди могли читать навигационную информацию.
⨀
2.4. Пешеходный трафик (★☆☆)
Если остановка находится в стороне от основных пешеходных дорожек, то это с одной стороны может быть удобно для транзитных пешеходов, с другой — будет снижать чувство безопасности людей, находящихся на остановке. Обычно остановки не ставят в чистом поле, они тяготеют к каким-то объектам интереса, но бывают исключения (для остановок по требованию).
⨀
2.5. Малый бизнес с прозрачными стенами (☆☆☆)
На некоторых остановках можно размещать киоски с фастфудом, прессой. Стены должны быть стеклянными: так сотрудник точки и посетители её могут присматривать друг за другом. Ну чтобы их никто не порешил там. И тут есть проблема: мусор, водители, которые останавливаются купить сигарет и мешают автобусам.
⨀
2.6. Патрулирование полицией ☆☆☆
Бывают такие районы города, где патрулирование полицией будет не лишним. Хотя бы даже для того, чтобы хватать расклейщиков объявлений.
⨀
2.7. Тревожная кнопка (☆☆☆)
Полицию просто вызвать с мобильника. Поэтому, возможно, установка тревожных кнопок — деньги на ветер. Нужно посчитать экономическую целесообразность: узнать стоимость установки и содержания такой кнопки и посмотреть на имеющуюся статистику обращений через такие кнопки, что уже стоят в Иркутске.
☥
3. Условия для пешеходов (11...21 ★)
3.1. Широкий тротуар (★★☆)
Тротуар должен быть достаточно широким, чтобы ожидающие транспорта не мешали проходу людей, проезду детских и инвалидных колясок.
⨀
3.2. Безопасное покрытие (★★☆)
Плитка не должна быть такой же скользкой, как, например, на пересечении улиц Большой (Карла Маркса) и Торговой (Пролетарской): это опасно. Можно просто упать и что-то растянуть или сломать, а можно и под колёса нырнуть.
Зимой на остановке не должно быть льда. И лучше минимизировать использование реагентов, а использовать песок, гранитную крошку и опилки. Опилки — отличный вариант для весны, когда температура постоянно повышается и понижается: они вплавляются в лёд и создают надёжную поверхность для сцепления.
⨀
3.3. Ровное покрытие (★☆☆)
Тротуар для пешеходов возле остановки не должен изменять уровня. По хорошему, не должно быть никаких ступенек и для тех, кто ждёт транспорт. Нужно снизить вероятность случайного падения под колёса проезжающего автомобиля.
⨀
3.4. Подстриженные кусты и деревья (★★☆)
Это уже вопрос не безопасности, а эстетики и удобства. Кусты не должны вываливаться на тротуар, сужая его, ветки деревьев не должны бить по лицу.
⨀
3.5. Реклама не загораживает проход (★★☆)
Владельцы трёхгранных афишных тумб устанавливают их порой не там, где им определили в администрации, а немного сдвигают в сторону, преграждая проход. Пешеходы вынуждены делать петли, чтобы обойти помеху.
⨀
3.6. Антипарковочные столбики (☆☆☆)
Порой нужно ограничить возможность заезжать на газон или на тротуар личному транспорту, чтобы не мешать общественному.
Со столбиками вопрос сложный. Расставляя преграды мы локально спасаем городское пространство от хамов, но приучаем их к тому, что там, где столбиков нет, можно нарушать. Может быть, это не то, что нужно, но пока общий уровень культуры не подрастёт, других доступных способов я не вижу.
⨀
3.7. Водоотвод (★★☆)
Если в первый раз я говорил о водоотводе с дороги, то сейчас — с тротуара. Это разные вещи, поэтому водоотвод нужно оценивать дважды.
Луж на тротуарах не должно быть, конечно, вовсе. Но раз уж почти весь этот текст — трюизм, то вот ещё один. Вода с крыш строений и вся остальная вода должна стекать по правильно оборудованным канавкам в ливнёвую канализацию. Канавки должны периодически чиститься. И эти канавки должны быть закрыты решётками, идущими вровень с остальным покрытием.
Правильный водоотвод поможет бороться и с гололёдом.
☥
4. Условия для сидения (5...15 ★)
4.1. Защита от осадков (★☆☆)
Дожди в Иркутске не так часты, как в европейской части страны, но всё равно крыша, какой-то навес должны быть.
⨀
4.2. Защита от ветра (★★☆)
При грамотной организации движения люди не должны находиться на остановке долго. Поэтому полностью закрытые остановки не нужны, достаточно трёх стен. Минимум одна из них должна быть прозрачной (для безопасности и чтобы было удобнее видеть подходящий транспорт).
⨀
4.3. Скамейка (возможно, отапливаемая) (★☆☆)
Главное условие для сидения — лавка. Для некоторых остановок это может быть даже отапливаемая лавка. С нашим дешёвым электричеством это будет не так дорого, зато насколько комфортнее будет на ней сидеть! такие лавки ставят, но не массово, в Москве, Новосибирске, Калининграде и других городах.
Скамейка должна быть достаточно широкой, на правильной высоте, но, что более важно, она должна быть чистой (про чистоту будет отдельный пункт ниже).
⨀
4.4. Антивандальность скамейки (★☆☆)
Скамейку должно быть сложно сломать. Не обязательно использовать металл, это может быть и доска.
Я несколько лет переписываюсь с администрацией по разным недостаткам городской среды и понимаю, что сломанную скамейку заменят или отремонтируют очень не скоро. Поэтому — лучше просто заранее не допускать такой ситуации и сделать её крёпкой.
⨀
4.5. Скамейки-антибомж (☆☆☆)
Сложный вопрос нужны ли разделители на скамейке. С одной стороны, никому не хочется видеть на ней спящего бомжа или думать о том, что на ней могло такое случиться. С другой — человеку может стать плохо и прилечь на скамейку ему было бы лучше, чем на асфальт.
☥
5. Условия для стояния (2...6 ★)
5.1. Достаточное место для ожидания (★☆☆)
Хотя и будут скамейки, но многие будут ждать транспорт стоя. И для этого тоже должно быть место. Желательно — под навесом и чтобы не мешать проходящим пешеходам.
ФОТО
⨀
5.2. Опора (★☆☆)
Если есть возможность к чему-то прислониться, стоять комфортнее. Скамейки для стояния уже появляются в Москве. Ещё бы куда-то сумку повесить.
☥
6. Информация (8...24 ★)
6.1. Название остановки (★☆☆)
На каждом павильоне должно быть написано название остановки. Желательно отныне и впредь использовать разработанный для этого иркутский шрифт. Крупно может быть написано название только по-русски, но где-то на павильоне должно быть название латиницей, а в центре города и у значимых объектов — ещё и по-китайски. Крупное название желательно подсветить (внутренней или внешней подсветкой).
⨀
6.2. Схема движения (★☆☆)
Человек должен понимать, как построить маршрут. Может быть, он добрался до нужной остановки, но пришёл не на ту сторону дороги. Поэтому должна быть схема движения, на которой показан весь город и каким-то образом обозначено, до каких остановок он может добраться с этой и с ближайших остановок.
⨀
6.3. Расписание (★★☆)
Даже правильная схема движения может создать у человека ложные ожидания. Зачем человеку ждать троллейбус или трамвай, которые ходят раз в час, если можно доехать на часто курсирующем частном автобусе, а потом немного пройтись?
Расписание само по себе, без схемы движения, тоже бессмысленно. При этом и на схеме движения, и на расписании могут быть элементы из соседнего объекта, но должны быть оба носителя информации.
Расписание же может совместить в себе функцию указателя, где останавливается конкретный маршрут на длинных остановках (с несколькими павильонами). Но в этом случае администрации нужно будет периодически мониторить водительскую дисциплину. О чём позже.
Расписания в городе появились, администрация забомбила ими весь город, но они никуда не годятся (я писал об этом ранее).
⨀
6.4. Информационное табло (☆☆☆)
В недалёком будущем должны появиться табло, указывающие, через какое время подъедет ближайший транспорт. Это должна быть светодиодная (можно даже использовать монохромную) панель без рекламы: в навигации нельзя смешивать информационную и рекламную функции.
⨀
6.5. Карта местности (★☆☆)
Остановка — не только старт для поездки, а ещё и точка финиша. Нужно помочь приехавшим сориентироваться, понять, где находятся интересующие его объекты, улицы. Может быть, даже конкретные дома на них. Разумеется, в самом городе должны быть хорошие аншлаги на каждом здании.
⨀
6.6. Пешеходные указатели (★☆☆)
Для туристов, людей из другой части города нужно показать направление к значимым объектам. Если на карте показывается вся местность и с её помощью решается множество индивидуальных задач, то указатели решают наиболее важные или частые.
⨀
6.7. Место для размещения рекламы (★☆☆)
Реклама приносит доход, что позволяет как минимум — содержать остановку, а, если сделать всё правильно, и окупать её.
⨀
6.8. Место для частных объявлений (★☆☆)
Горожанам и мелким фирмам, которые не могут печатать сотни цветных плакатов формата А2 и больше, чтобы использовать платные афишные тумбы, нужны поверхности, чтобы расклеивать обычные объявления.
Если не оборудовать таких мест, объявления будут появляться на стенах домов, столбах и деревьях.
Остановка — место концентрации людей, эти объявления работали бы тут лучше, чем в других местах. Разумным было бы предоставить площадь для расклейки частных объявлений здесь. Это сделало бы город чище. Такие места возле некоторых остановок есть, но они оборудованы так себе (обзор существующих тумб сделаю позже).
☥
7. Прочее (10...33 ★)
7.1. Верное расположение (★★☆)
Иногда остановки в Иркутске установлены туповато.
Например, Институт микрохирургии глаза — в одну сторону — одна остановка, в другую — две, через перекрёсток.
Есть несколько остановок, где транспорт останавливается только при движении в одну сторону, хотя есть возможность останавливаться с обеих сторон (Горького для трамвая или Плотина ГЭС для автобусов и троллейбусов).
В других частях города остановка в одну сторону иногда смещена на 50 и более метров в сторону, относительно другой, находящейся напротив — неудобно пересаживаться.
Иногда серия остановочных павильонов расставлена очень неоднородно — то пусто, то густо, хотя застройка примерно одинаковая.
⨀
7.2. Модульность (★☆☆)
Конструкция остановки должна быть такой, чтобы её можно было бы сделать более компактной или объединить несколько павильонов в один комплекс.
Размеры остановки должны меняться в зависимости от ширины тротуара, пассажиропотоков, количества и направления проходящих маршрутов, от дорожной ситуации, как во Франции.
В некоторых случаях остановка должна быть повёрнута как в Англии — спиной к автодороге (но, как я подозреваю, наши людоедские госты это не разрешат).
⨀
7.3. Дешевизна (★☆☆)
Россия нищая. Денег на качественную городскую среду в Иркутске мало. Поэтому нужно экономить на всём, что идёт не в ущерб функциональности.
Но чиновникам хочется видеть в отчётах установленные мультимедийные цветные экраны метр на два, ибо нанотехнологии, цифровизация, но это — растрата.
⨀
7.4. Эстетичность (★☆☆)
Остановка должна выглядеть так, чтобы за неё не было стыдно. Сейчас в Иркутске нет ни одной непозорной остановки.
ФОТО оранжевой остановки на Волжской
Это же форменный пиздец.
⨀
7.5. Ухоженность (★☆☆)
Остановку нужно периодически мыть.Особенно — скамейку. Все незаконные объявления нужно сразу же срывать,чтобы они не провоцировали других людей клеить свои.
⨀
7.6. Урна (★☆☆)
Киоски уличной торговли — источник мусора. Фантики, бутылки и окурки нужно куда-то выбрасывать. Даже если это просто остановочный павильон, то во время долгого ожидания люди будут генерировать мусор. Поэтому урна должна быть в любом случае. Объём — в зависимости от интенсивности движения. Урна не должна преграждать путь.
⨀
7.7. Велопарковка (★★☆)
Если начинать работать с мультимодальной транспортной системой, то нужно включать в неё велосипед как транспорт последнего километра.
Я могу приковать велосипед и к колоннам ужасных коричневых остановок, потому что использую метровую цепь, но те, у кого U-образный замок, это сделать не смогут.
Велопарковка должна быть правильной конструкции, а не таких, какие любят рисовать архитекторы, у которых никогда не было велика. Велосипед правильно приковывать только за раму, а не за переднее колесо.
⨀
7.8. Условия для смотрения (★☆☆)
Сложно повлиять на этот параметр: общая визуальная культура в Иркутске очень низкая и изменение этого — дело десятилетий. Пока человек находится на остановке, было бы здорово, чтобы вид через дорогу был по меньшей мере нейтрален.
⨀
7.9. Вайфай (☆☆☆)
Лично я не очень представляю, зачем нужен вайфай на остановке наземного общественного транспорта, когда по всему городу уверенный приём 3Г основными операторами, по центру — ЛТЕ.
Если вайфай нужен для планшета или ноутбука, в которых нет ЖСМ-модуля, то мне не ясно, опять же, для чего это: ну не работать же на остановке!
Хорошо, предположим, что это нужно туристам, которые ещё не купили местную симку. Так им проще построить маршрут в тепле, за столом в гостинице или кафе, а на остановке — через городскую навигацию только получать подтверждение того, что движутся правильно.
Считаю это каким-то редким кейсом, поэтому если вайфай и будет, то не город за него не должен, это должна быть инициатива операторов или провайдеров в рамках рекламной кампании.
⨀
7.10. Зарядка для телефона (ЮСБ, провод или индукционная) (☆☆☆)
Было бы здорово иметь возможность подзарядить телефон, особенно зимой. В городе пока навигационых объектов очень мало, а построить маршрут в –15° С на Айфоне иногда не получается: это чудо техники вырубается. Стоит заложить зарядку в стандарт всех новых установок, но на старых можно и без них обойтись.
⨀
7.11. Автомат по продаже билетов (☆☆☆)
Должны появиться в прекрасном Иркутске будущего, когда появится электронная система оплаты. Автоматы не обязательно должны находиться на каждой остановке.
☥
Типы остановок
В следующем материале я рассмотрю подробно основные типы остановочных павильонов, установленных в Иркутске. Будет и несколько штучных экземпляров.
— коричневая (самый безвкусный и распространённый тип);
— нового образца (такие угластые, как на Жуковского);
— продуваемая советская (как на Студенческой);
— экспериментальная стеклянная (снесённая ныне нанотехнологичная остановка напротив Мариотта);
— экспериментальный образец на Красногвардейской (рассмотрю состояние после установки и состояние через два года).
Если вы знаете о каких-то ещё штучных экземплярах остановок, то свяжитесь со мной, я дополню.
☥
Разбор остановок
А ещё я уже прошёл и сфотографировал в разных ракурсах остановки от Усадьбы Сукачёва до Орбиты. Если в обзоре каждого типа конструкции я буду говорить о достоинствах и недостатках только конструкции павильона, то в этой серии постов я расскажу о том, насколько хорошо оборудован конкретный остановочный пункт, с учётом всех параметров.
☉
Если вам понравилось, что я делаю, поддержите меня.
Подписывайтесь тут или на канал в Телеграме.