Найти тему
LavkaLavka

ОРГвыводы: что нужно знать об экомаркировке

Фото - Лиза Жицкая
Фото - Лиза Жицкая

«Выращено на бывшем полигоне», «органически грязные овощи», «мясо с гормонами» — товаров с подобной честной маркировкой на прилавках вы, конечно, не найдете. Большинство производителей позиционирует свою продукцию исключительно как натуральную: здоровый образ жизни хорошо продается.

Как понять, соответствует ли надпись «органик» реальному качеству купленного вами провианта, или на его упаковке более уместна надпись «Минздрав предупреждает»?  Разобраться в нюансах экомаркировки нам поможет кандидат биологических наук, ведущий эксперт LavkaLavka.Экспертиза Давид Явруян

Давид Явруян
Давид Явруян

Три в одном

Еда без вреда – устойчивый тренд нового века, а потому продукты с пометками «био», «эко» и «органик» пользуются повышенным спросом. Между тем, простой вопрос: «А чем, собственно, отличаются три этих понятия?» может поставить в тупик многих потребителей.

Комментарий эксперта:

«Органик» или «био» это продукт, который имеет сертификат международного образца. Слово «органик» используют во всем мире, и прежде всего в Америке, «био» — по большей части в Европе. А термин «эко»  имеет двоякий смысл. Иногда под ним понимают то же самое, что «органик» и «био»; но чаще под эко-сертификацией подразумевается сертификация любой экологически безопасной продукции или производителя, который не наносит своей деятельностью вреда окружающей среде.

Золотой стандарт

Чтобы понять, законно ли красуется маркировка «органик» или «био» на купленных вами продуктах, прежде всего необходимо выяснить: кто наделяет производителя правом поставить на упаковке вожделенный значок.

Комментарий эксперта:

«Органик», или «био» – это единое глобальное понятие. Оно регулируется международными нормативными актами – в частности, Кодексом Алиментариус и другими документами ООН. В рамках свода этих регламентов создаются национальные стандарты в разных странах. Кроме того, свои стандарты могут создавать и сертификационные органы, имеющие международную аккредитацию. Именно к ним обращается производитель, желающий получить органик-сертификат на свою продукцию.

-3

Знак высшей пробы

Счастливым обладателем сертификата может стать лишь тот производитель, который докажет, что его продукция соответствует самым строгим требованиям международных регламентов. Когда будут успешно пройдены инспекционные проверки, аудит производства, а иногда и анализы с тестами; когда будут выполнены все корректировки и требования сертификатора, фермер получит право поставить эко-маркировку на упаковку.

Если он был сертифицирован по европейским регламентам, то на его продукции появится значок EU Organic Bio, если по американским – лейбл USDA, по японским – JAS; разнообразных органик-сертификаторов (и их стандартов) в мире – сотни, столько же и логотипов.

При этом место «прописки» производителя значения не имеет: скажем, аграрий из Азии вполне может претендовать на получение звездного евро-листика. Соответственно, присутствие «импортных» символов на российских товарах смущать потребителя не должно. Наоборот – наличие подобного международного знака качества может служить гарантией того, что у вас в руках действительно органик-продукт. Если, конечно, маркировка не поддельная.

-4

Эко-детектив

А вот тут начинается самое интересное. Чтобы понять, фальсификат перед вами или качественный сертифицированный продукт, придется немного поиграть в частного детектива. Задачу облегчат современные технологии: поскольку у большинства из нас всегда при себе мобильный с интернетом, провести расследование можно не отходя от прилавка.

Допустим, приглянулась вам в магазине баночка с джемом. Пытливо изучив этикетку, вы обнаруживаете на ней искомый зеленый листок. Но само по себе его наличие еще ничего не значит: подделать это изображение легко, и случаи, увы, бывали.

Комментарий эксперта:

«Маркировка должна содержать много информации. Под логотипом вы увидите буковки и цифры; если их нет, ищите сведения в другом месте на упаковке. Там должно быть указано, в какой стране произведен продукт и по какому методу; там же находится информация о сертификационном органе и о сырье».

Доверяй, но сверяй

Буковки и цифры под логотипом на первый взгляд могут показаться малопонятной абракадаброй. На самом деле, расшифровать их довольно просто: в верхнем ряду символов первым стоит код страны (например, RU); затем знак того, что продукт имеет право называться «BIO», «ECO» или «ORGANIC», и дальше — код сертификационного органа. В нижнем ряду содержится информация о стране-производителе сырья.

Как убедиться, что весь этот цифро-буквенный набор не взят производителем с потолка? Нужно просто найти указанный код на сайте Organic Farming Information System

Комментарий эксперта:

«На этом сайте есть список всех производителей, которые получили сертификаты и в нынешнем, и в прошлом году. Через эти базы данных можно проверить любую маркировку, любую этикетку, любой продукт. Если вас не удовлетворили результаты проверки, вы правомочны позвонить или написать в сертификационный орган, и его сотрудники обязаны дать вам точную детализацию относительно конкретного продукта. Если вы пришлете им письмо с фотографией маркировки, вам скажут, органик это или нет».

Мы пойдем другим путем

С российским стандартом «органик» тоже все не так просто. Он у нас, как выяснилось, скроен на собственный аршин.

Комментарий эксперта:

«В России есть три соответствующих ГОСТа; четвертый вступит в силу 1 января 2018 года. Но ни один из этих документов не прошел международный аудит и не получил подтверждение эквивалентности общим принципам. У нас практически в каждом регионе создан свой сертификационный орган, однако работающие там люди часто неквалифицированны, и понятия не имеют, что такое «органик». В России ситуация в этой сфере сейчас примерно такая же, как была пару десятилетий назад в Европе и Америке. Тогда на их рынке органической продукции царил полный хаос, но со временем там удалось выстроить четкую и абсолютно прозрачную систему контроля, исключающую коррупцию. Мы пока этого сделать не смогли. Если тенденция на российском рынке не изменится, то с этим законодательством мы не скоро придем к «органик»».

-5

Держать марку

В ситуации, когда отсутствует национальный стандарт, согласованный с международными принципами «органик», нашим производителям приходится действовать самостоятельно. К примеру, фермерский кооператив LavkaLavka организовал собственную службу экспертизы и разработал свои внутренние стандарты для поставщиков. Маркировка продукции, прошедшей процедуру сертификации в LavkaLavka – своего рода знак качества для потребителей.

Комментарий эксперта:

«LavkaLavka, по сути, – уникальный проект в этом смысле. Важно отметить, что LavkaLavka, конечно не производитель био-продукции и, тем более, не сертификатор органик. Но направление развития выбрано именно к «био», и на этом пути сделаны первые шаги. Кооператив смог обеспечить контроль поставщиков. Если производитель прошел процедуру сертификации в LavkaLavka, значит, он выполняет определенные требования, которые ему предъявляются. LavkaLavka молодец, таких на нашем рынке практически больше нет».