Найти тему

Накручивают ли вам посетителей?

Сегодня нам на расчет поступил сайт интернет-магазина. Основная проблема - достаточно низкая конверсия при растущем трафике.

Расчет всегда начинается с оценки текущего трафика на сайт, а значит с Яндекс. Метрики.

Как анализируем посещаемость через Яндекс Метрику?

  • анализ источников трафика в динамике за квартал и за год. По месяцам, по неделям. Если есть резкие взлеты/падения помечаем это себе.
-2

Видимо, что у нас резкий взлет с начала ноября по конец декабря. Можно было бы связать это с новогодними праздниками. НО! В январе трафик не восстановился. Как правило, он полностью восстанавливается в третью неделю января в b2b-тематиках. А у нас интернет-магазин! Странно! Берем на заметку.

  • анализ динамики трафика по поисковым системам. Смотрим за поведением Яндекса и Гугла. Обращаем внимание на взлеты и падения. Фиксируем.
-3

Видимо, что взлет и падение у нас были по Яндексу. Гугл движется по своей траектории: проседает в каникулярную неделю и растет после праздников.

Уже становится интересно. Это может быть любой фильтр от Яндекса.

  • изучаем переходы по поисковым фразам. Строим графики динамики переходов. Особенное внимание уделяем месяцам, в которые у нас были аномалии. Смотрим показатели отказов, глубину просмотра время на сайте - оно должно быть разным и "естественным".
-4

Видим, что много запросов приходится на брендированный трафик (зеленый и желтый цвета графиков, само название бренда мы удалили в целях приватности). А также на четко сформулированные целевые запросы. И все резко снижается с конца декабря. Не восстанавливается. По-прежнему, не сбрасываем со счетов фильтр.

Изучаем качество поисковых переходов: глубину просмотра, время на сайте.

-5

Нормальное распределение переходов по поисковым фразам - это около 20% трафика на бредовые и ВЧ запросы. Остальные 80% приходятся на низкочастотные узкие запросы с количеством переходов от 20 до 1.

У нас же четко выделяются запросы с очень большим количеством переходов.

Обратите внимание, что большинство переходов имеют одинаковые характеристики: 2 минуты на сайте, 5 страниц глубина просмотра.

Данные отличаются только у брендированного трафика и переходов с Гугла.

Налицо накрутка трафика! И у нас даже есть список запросов. Но проверим себя еще больше, чтобы не быть голословными.

  • проверяем чистую частотность запросов, по которым у нас максимальное количество переходов.
-6

В таблице выгрузка переходов с ПС. Туда же мы добавили столбец с чистой частотностью. Так как у нас данные за квартал, посчитали примерное количество переходов в месяц, поделив на 4.

«Чистая частотность» - это количество запросов к поисковой системе четкой формулировки указанного запроса.

И снова видим – так не бывает! Частотность запроса 5, а перешло за квартал 400 человек, частотность 13, а перешло 419 человек!

Сомнений в накрутке нет, к сожалению.

Признаки накрутки трафика:

  • резкий всплеск посещаемости с определенного источника (как правило, одной ПС) в определенный период, потом такой же резкий спад,
  • ТОП поисковых фраз - четко сформулированные целевые запросы. Живые люди не формулируют запросы точно: они ищут по длинным поисковым фразам, они совершают грамматические ошибки и тд). Не могут 450 человек одним образом написать одну поисковую фразу.
  • Одинаковая глубина просмотра и время на сайте. На биржах по накрутке поведенческих факторов можно сформулировать задание, по которому робот будет ходить по сайту (сколько времени провести на сайте, сколько страниц посмотреть, какие разделы посетить).
  • Переходы со странных сайтов. Дурной славой польузуются каталоги TOP100plus.ru (еще бывают с указанием городов в домене, они обещают "целевые" переходы на сайт в бесплатный тестовый период, а потом за деньги). Переходы с сервисов на накрутке (часто исполнители допускают ошибки и переходят на сайт прямо из интерфейса накруточного сервиса, хотя это и запрещено).
  • Позиции по запросам, по которым аццкое количество переходов, оставляют желать лучшего. Болтаются где-то в ТОП30.

Последствия

Можно получить фильтр за накрутку поведенческого фактора от Яндекса. Это чревато сильным приседанием позиций. И нахождением под этим фильтром более 6 месяцев. А это значит 6 месяцев без продаж и переходов с ПС.

Зачем это делает подрядчик?

  • хочет больше денег (если у вас оплата за трафик. Но это очень краткосрочный способ "срубить бабла". Так как каждому владельцу бизнеса нужны продажи. А роботы не покупают! И заказчик уходит. А они находят нового, который хочет быстрых результатов.
  • хочет обеспечить быстрые позиции по списку запросов. В случае с нашим интернет-магазином накрутка велась, примерно, по 40 фразам.

Логика такая - накручиваем переходы с хорошим ПФ. Поисковая система думает, что сайт крайне релевантен этим запросам, позиции по запросам повышаются. На практике все накрутки ловятся ПС на раз.

Еще в 2013 году я задавала вопрос разработчику Яндекс Метрики в кулуарах на конференции, и получила ответ - роботы всегда узнают роботов, какими бы умными они ни были. А сегодня роботы стали суперумными. Искусственный интеллект, все дела.

В-общем, ребят. Накрутка – это очень плохо. И чревато серьезными последствиями. А с помощью этой статьи вы можете ее быстро диагностировать.