Начинается все очень рано, в детстве. Маленькому ребенку жизненно необходимы защита и забота взрослого, но редко кому из родителей удается дать одновременно и то и другое. Обычно те, кто воспитывают детей, впадают в одну из крайностей: много контроля без учета потребностей ребенка или чрезмерная опека, где взрослый отдает ребенку роль лидера. Людей с развитой эмпатией и личностной зрелостью мало и в наши дни, а 30-40 лет назад психологическая грамотность в России была на пещерном уровне.
Если рядом есть зрелый взрослый, способный выносить чувства другого человека и с которым безопасно — ребенок постепенно “присваивает” здоровую модель поведения. Он учится в трудных ситуациях находить психологическую опору и ресурсы внутри себя.
Если у маленького ребенка нет здоровой привязанности и рядом находятся взрослые, поведение которых не отличается от детского — опору и утешение ребенок ищет во внешних вещах, больше негде. В домах малютки брошенные дети растут в депривации — их никто не обнимает, не гладит, не тискает. И они находят утешение в раскачивании, сосании подушек, простыней и своих пальцев, мастурбации, сексуализированных играх, ранних половых контактах, употреблении одурманивающих веществ. Это крайний пример, но и у детей в приличных с виду семьях психологический профиль бывает близок к детдомовскому.
К пяти годам у ребенка формируются особенности личности, которые ведут к зависимостям: неумение понимать свои чувства и выражать их социально приемлемым образом, зависимость от оценки окружающих и постоянное выпрашивание похвалы, привлечение к себе внимания любыми способами — чаще негативными. Такие дети не понимают свои и чужие личные границы, не умеют их защищать. Они привыкли считать, что их потребности и желания ничто, в расчет никогда не берутся, поэтому нет смысла их осознавать и выражать. У них слабая эмпатия — они плохо понимают эмоциональное состояние других людей. Они не просят о помощи — весь опыт ребенка говорит, что помощи ждать неоткуда, ведь он много раз слышал: “разбирайся сам, не маленький”.
В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка может сформироваться пристрастие к гаджетам и компьютерным играм. Речь не идет о “залипании” в планшет — это свойственно почти всем детям и многим взрослым; от компьютерных игр и соцсетей действительно трудно оторваться. Плохо, когда у ребенка возникает синдром отмены: он теряет интерес к детским играм, увлечениям, прогулкам, общению с родителями и сверстниками — его интересует только виртуальная реальность. Без гаджета у него начинается “ломка”, он больше не может себя ничем занять.
Если взрослые в семье не берут ответственность и не меняют отношения с ребенком, его зависимость углубляется.
Совсем скоро, лет через 7-8 у подростка появится альтернатива и дополнение компьютерной зависимости — в школе или ночном клубе ему предложат наркотики. И начинается другая, разрушительная, трагичная и криминальная история.
Возвращаясь к началу статьи. Благотворная почва для формирования зависимостей закладывается в раннем детстве — когда у ребенка нет здоровой привязанности, если в его окружении нет ни одного взрослого, который относится с уважением, готов прийти на помощь и берет на себя ответственность за отношения. Таким взрослым может быть не только родитель, но и учитель, тренер, наставник.
Надежный заботящийся взрослый должен быть в жизни ребенка и подростка обязательно. Как штурман на корабле.