Найти тему

Работать хорошо (?) (!) (Уголок инструктора)

Натолкнулся у В.В. Розанова в одной из статей на такое рассуждение: «Я несу свой труд на фабрику или в департамент, которых история мне не очень известна, судьба не очень занимательна и польза сомнительна; и в то же время дети мои, которых прошлое я знаю, их существо мне понятно, будущность – дорога, формируются людьми, их вовсе не знающими иначе как под углом этого для них обязательного труда». Интересно, что эти размышления конца 19 начала 20 века актуальны и сейчас. Розанов пишет о разрыве между трудовой деятельностью и внутренней вовлеченностью человека. Работа не раскрывает человека, а скорее является вынужденной необходимостью, в которой и через которую одни люди оценивают других людей. Являясь чуждой – работа становится средством выживания, формирующим судьбу человека. Чем сильнее разрыв между моим осознанным полезным трудом и «трудовыми обязательствами», тем меньшую ценность я вижу в своей деятельности и как следствие работаю хуже.

Проблема не только в том, что «я несу свой труд на фабрику или в департамент, которых история мне не очень известна…», но и в том, что моя личная история также не интересна работодателю. Личная история, исходя из которой человек, и мог бы найти связь со своей деятельностью – остается не рассказанной. Это касается любых рабочих команд. Формальное проявление внимания на стадии собеседования - не считается. Если меня интересуют люди как механизмы возможной пользы, то это приведет только к постоянной смене одних механизмов на другие. Рабочая среда, будь то фабрика или коллектив образовательной организации – не отличается от класса в школе или группы по йоге и работает по тем же педагогическим законам. Важно создать условия развития талантов людей, найти ключи к каждому. Мне не нужно, чтобы мои работники вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, думали о том, что им нечего есть или не в чем ходить. Для этого я создаю для них достойные условия труда, создаю правильный климат в коллективе. Мне не нужно, чтобы в классе дети ощущали постоянный стресс и давление учителя, мне нужно, чтобы они усвоили новые знания. Я создаю рабочую атмосферу в которой через труд раскрывается личная история человека. Через такую установку возможно труд связать с личностью.

Слово "работа" сейчас приобрело негативную окраску. Причем уникальность этой негативности заключается в том, что дело, которым занимаются люди - им может и нравится, им не нравятся условия труда. Так учитель в школе вместо того чтобы готовить интересный урок детям – занимается заполнением кучи ненужных никому бумаг, отчетами для проверки, перетаскиванием шкафов по этажам, конфликтами в самом коллективе, неадекватными родителями и т.д. Всё вместе – это обесценивает сам труд. На детей не остается времени «их судьба не очень занимательна и польза сомнительна». Труд, который ты принес, расходуется совершенно не туда. Это определенного рода шизофрения, когда твоя работа становится чем-то отделимым от тебя. Когда приходится думать о зарплате и бумажках вместо того, чтобы думать о новых педагогических технологиях. Или когда приходится думать о вечере пятницы, потому что вне выходных - жизни нет.

Вся соль фразы Розанова и заключается в том, что потерянные и оторванные от своего труда – уставшие люди, формируют будущее наших детей и оценивают детей, через их принадлежность к очередной «обязательной» работе. Получается, что люди не могут познать друг друга, потому что сами себя теряют в своем труде, хотя должны в нём себя находить. Происходит подмена понятий. Работа - это маска, которая социально необходима, но внутренне отторгаема. Тут не поможет «духовный поиск» и программы «саморазвития». Без осознанного труда - это всё будет ерундой. Это нужно знать, если ты сам формируешь работу для других или учишь кого-то чему-то. И это понимание необходимо для своей осознанной деятельности, чтобы не теряться и не терять себя. Твой труд должен быть связан с твоей личность и быть неотделимым от тебя, чтобы Кантовский императив работал и максима твоего поведения – была примером для других. Через этот пример и другие будут находить себя в своем труде и разворачивать истории своих жизней.