В середине 1553 года молодой английский король Эдуард VI в очередной раз заболел, на этот раз окончательно. Молодой человек был и без того болезненным, а тут еще и простуда, которая привела к проблемам с дыханием. Надо было решать, кто будет править дальше. Детей у шестнадцатилетнего мальчишки, понятное дело, не было. Братьев тоже. Это означало, что трон перейдет по женской линии.
У Эдуарда были две сестры – Мария и Елизавета. Но тут возникала проблема – сначала они были вполне себе законными, но потом в силу сложностей личной жизни их отца Генриха VIII, были объявлены незаконными. Кроме того, Мария, которая была старше, была еще и католичкой. Это в стране, где не так давно прошла Реформация, а у церкви и монастырей отобрали кучу собственности, которая разошлась по правильным рукам. А Мария, которой к тому моменту было 37 лет, была ревностной католичкой и считала, что все беды именно в Реформации, а не в том, что ее отец был, мягко говоря, не ангелом.
Эдуард VI, кстати, был ревностным протестантом и передавать трон католичке не хотел. Кроме того, на него старательно давил его регент, Джон Дадли, герцог Нортумберленд. Чего беспокоился регент – понятно. Его дни после смерти молодого короля были сочтены, так как его, мягко говоря, не любили многие, в том числе и Мария. Поэтому он настоятельно советовал скромную девушку Джейн Грей, которая была правнучкой Генриха VII. Ну а кроме того, регент своевременно подсуетился и женил на леди Джейн своего сына. И Эдуард перед смертью согласился…
Но кого и когда в Англии волновали завещания покойного короля. В игре престолов побеждает тот, у кого окажется больше сил, наглости и скорости. Нортумберленд попытался скрыть на некоторое время смерть короля и перехватить Марию и Елизавету. Но гонец к Марии уже скакал и та, как раз ехавшая в Лондон, укрылась в Норфолке. У Нортумберленда не получилось провернуть все быстро и тихо. Пришлось объявить, что королева теперь Джейн Грей.
Но тут уже многие вполне резонно задали вопрос – что за ерунда? Чего это Нортумберленд распоряжается короной, когда есть две сестры умершего короля, дочери Генриха VIII, пусть и объявленные незаконными, но до того они были очень даже принцессами. И уж конечно, если честно, имели прав на трон больше, чем леди Джейн. На сторону Марии встали многие знатные лорды и начался сбор армий.
И тут оказалось, что Нортумберленда не очень то и поддерживают. Ему пришлось покинуть Лондон, чтобы собрать армию и Тайный совет моментально предал его, встав на сторону Марии. Нортумберленд сдался, а Джейн Грей отказалась от короны, которой она не очень то и хотела. Нортумберленд предстал перед судом.
Самое удивительное во всем этом, что по тогдашним английским законам прав был как раз Нортумберленд. Но кого это волновало, когда на кону стояли такие ставки. В итоге Нортумберленд был казнен. Потом Мария разобралась с Джейн Грей, которую казнили вместе с мужем и ее отцом. Считается, что она не хотела казнить родственницу, понимая, что она была только пешкой в чужой игре. Но потом случился очередной бунт и «в интересах государства» Джейн казнили.
А все, кто поддерживал Марию, потом очень сильно пожалеют. Пять лет она расправлялась с протестантами, а потом заразилась лихорадкой, эпидемия которой как раз ходила по Англии. Вылечить ее не смогли. На трон вступила Елизавета, которую ее сестра не очень-то любила. Но это уже другая история.