Найти тему

Йога на ушах. (Исторические заметки)

В этом году удалось набрать много первогодок из 1-3 классов. Мне нравится этот возраст. Дети уже не дошколята, но ещё не умудренные опытом школьники. Но есть ряд особенностей при проведении занятий йогой для этого возраста.

Отвлекаются и хулиганят.
Те, кто у меня занимался, знают, что я не люблю работать без результата. Ребята, которые отвлекаются, хулиганят, мешают другим - очень быстро покидают группу. И тут возникает дилемма. Когда мимо тебя проходит мальчишка, который всё занятие валял дурака, и говорит тебе: «Мне очень понравилось у вас! Спасибо!», как-то с трудом язык поворачивается ругать его. И тут либо пускать группу на самотек и веселиться, играть в мяч, беситься и т.д. Либо милым хулиганам указывать на дверь. Мне известны детские группы йоги без прогресса. Превращать занятия полезные для здоровья в праздное времяпрепровождение – не хочется. Поэтому уже сейчас я могу сказать, кто из моих первашей останется заниматься дальше, а кто скоро уйдет. Это нормальный процесс. Многие хулиганы возвращаются на йогу через год или два. Нужно время и не стоит бояться отпускать детей из группы.

Быстро устают.
Меня всегда удивляют родители, которые хотят определить своего ребенка на группу, где он будет заниматься по два-три часа. Кажется, что чем больше времени ребенок будет заниматься, тем большему научится. Это не так. Важен баланс. Для некоторых детей 30 минут достаточно, некоторым нужно 40, кто-то выдержит час. С первым годом мы занимаемся 40 минут. Они устают, но при этом с восторгом кричат: «А давайте будем заниматься йогой каждый день?!». Интерес сохраняется, ребята хотят ходить ещё. Если ребенок устает, он начинает придумывать причины, почему ему нельзя идти на йогу: ногу подвернул, живот болит, надо с мамой в магазин идти, простуда, уроки, экзамены и т.д. Поэтому многочасовые тренировки – это не для всех.

Выкрикивают фантазии.
У младших школьников отлично развита фантазия. Стоит создать какой-нибудь образ или сравнить какое-нибудь упражнение с чем-нибудь, как они тут же рождают огромное количество сравнений. К примеру: движение головой по кругу – «колобок, который катится по плечам» - «пельмень, который катается по тарелке» и т.д. Одна девочка во вторник выдала мне, что одно из упражнений похоже на то, как мы хватаем зверей («Предположим, собаку» - сказала она), а потом отпускаем на волю. Поток образов я очень люблю у первогодок. Но, если вовремя его не останавливать, то можно посвятить половину занятия подбору аналогий к какому-нибудь упражнению. Это очень увлекательно, все кричат свои варианты, смеются, бесятся, театрализируют… а потом очень медленно успокаиваются. Мне нравится общаться с учениками и фантазировать вместе, но важно ещё и вовремя останавливаться. Если не хочешь, чтобы дети ходили на ушах, то нужно закрывать кранчик фантазии, хотя и очень этого не хочется.

У меня на группе есть фантазеры, хулиганы, прилежные ученики. Люблю всех одинаково, но останутся заниматься не все, это немного грустно. Но, чтобы как можно дольше сохранить группу, нужно уметь не переутомлять детей, давать им в меру пофантазировать и спокойнее относиться к хулиганам (возможно, они хулиганят временно или это их форма симпатии). Без этих условий любая группа, даже очень хорошая, будет постепенно разваливаться. Тем более группа по детской йоге, которую трудно собрать, легко распустить и невозможно удержать, если дети сами не захотят быть там.