Часто мне приходилось сталкиваться с китайскими сайтами, очень часто... И у всех этих сайтов одна большая проблема - они заставляют нас, привыкших к западному веб-дизайну, плакать кровавыми слезами в попытке найти нужную информацию или совершить какое-либо действие.
Иероглифы. Да, очень много иероглифов. В принципе, даже по самим иероглифам видно - китайцы любят нагромождение информации. То же нагромождение информации прослеживается и на китайских веб-страницах. Неудивительно, что знаки препинания появились в Китае значительно позже, чем в европейских языках. Зачем? Это же так круто, когда всё пишется слитно!
Сравните западный и китайский новостной сайт:
Таким образом, китайцы, листая интернет-странички, просто собирают информацию, никак её не обрабатывая. Они не реагируют, не размышляют, не взаимодействуют с сайтом. Мозг занят лишь впитыванием информации, а китайцы, как известно, очень усидчивы и трудолюбивы - не зря их часто сравнивают с муравьями - они не просто способны выполнять монотонную работу, но, кажется, просто созданы для неё.
Ещё одна особенность китайских сайтов - перенасыщенность рекламной gif-анимацией, pop-up баннерами и прочими свистелками, вследствие чего китайские вебмастера не используют современные технологии вроде javascript и ajax, которые позволяют выводить новую информацию не переходя на другую страницу.
Связано это с тем, что китаец реагирует на все эти красивости как на навязчивую рекламу. К примеру, зайдя в интернет-магазин, вы нажимаете на кнопку "купить" и перед вами всплывает красивая форма, где требуется указать ваши данные для оформления заказа. Китаец же воспримет это как очередную хитрость рекламщиков и просто закроет страницу, так ничего и не купив.
Конечно, здесь сказывается и невысокий уровень компьютерной грамотности среднестатистического пользователя интернета в Китае. У китайцев за период плохого, но доступного интернета (когда на всех сайтах ссылки открываются в новых окнах) успело закрепиться ложное понимание, что кнопка «закрыть окно» - это нечто возвращающее пользователя на предыдущую страницу. Именно поэтому все ссылки и кнопки на китайских сайтах открывают новую вкладку.
Вот так выглядит обычный китайский сайт:
Ещё одна
, фишка китайцев - сайты, полностью сделанные на флэше. Вот это поистине адъ! Я сталкивался с такими сайтами всего пару раз, но надолго запомнил это, когда пытался посмотреть адрес организации с планшета, а флэш в нём не поддерживался. То есть, сайт просто невозможно открыть вообще.
Ну и, пожалуй, самое интересное... Китайцы разрабатывают сайты только для Internet Explorer. В других браузерах сайт может тупо не работать или работать некорректно. Собственно, с этим я и столкнулся на днях и именно это "достижение" китайцев сподвигло меня на написание этого поста.
Пытался я тут недавно зарегистрироваться на экзамен по китайскому языку, проводимый китайским посольством. У меня просто не получилось зарегистрироваться ни через Хром, ни через ФФ. Не нажимается кнопка "регистрация" и все тут. Но стоило запустить iexplore.exe, как всё встало на свои места.
Стоит отметить, что больше всего грешат флэшем и разработкой исключительно под IE правительственные и общественные сайты. Коммерческие же проекты постепенно внедряют копируют западные интерфейсы, тем самым медленно, но верно тянут китайский веб-дизайн вперёд.
Вкус у китайских интернетчиков постепенно улучшается, запросы растут, на это и реагируют разработчики. Тем не менее, большой приток к китайским интернет-пользователям составляют малограмотные люди, из-за чего основные китайские порталы и новостные сайты еще долго будут оставаться в начале 90-х.
З.Ы. Привет сайтам на "народе" с чёрным текстом на фиолетовом фоне))))