Нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич в своей речи приводила слова Чаадаева: "Россия – страна без памяти, пространство тотальной амнезии".
Потому и многое повторяется. Времена сменяют друг друга, проблемы остаются и на ошибках не учатся. Россия пережила множество «ненужных» войн и сомнительных государственных решений, но благополучно забыв о былых неприятностях раз за разом воспроизводит уже терпевшие полный крах схемы. Есть ли возможность преодолеть этот порочный круг?
Помнить. Это всё, что мы можем. Зная об ошибках прошлого, мы постараемся в будущем их избежать. Никто не любит наступать дважды на одни и те же грабли. Но как же можно помнить о том, чего никогда не видел, о том, что произошло в незапамятные времена, когда тебя самого и в проекте ещё не было? Слушать, смотреть, читать. В особенности читать. Литература - та самая копилка многовековых воспоминаний народа, которая доступна каждому, только руку протяни. Книги - свидетельства эпохи, портреты поколений и один из главных источников исторического знания. Притом художественная литература часто даже значимей научной, ведь несёт в себе не только факты, но и раскрывает образ мыслей и психологию людей, видевших ушедшие времена своими глазами.
Портрет 30-х годов XX века - «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Сталинский террор в самом его рассвете, предвоенное напряжение и миллионы загубленных судеб - главные составляющие арбатской трилогии. Страх, преследующий на протяжении сотен страниц, поглощающий и отнимающий надежду на счастливый конец. Кульминация в 37-ом году, когда казалось, что хуже уже не будет. Любое неосторожное слово - расстрел, любая связь с неблагонадёжным человеком - расстрел. Многие сдавались, кто-то продолжал искать выход. Были даже те, кто его находил. Счастливые единицы. При переписи населения недосчитались 6 миллионов человек. Сгинули, погибли из-за голода, в лагерях, казнены. Мощная мировая держава, ежедневно теряющая тысячи человек. По прихоти своего вождя или других должностных лиц.
«Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы»
- девиз и принцип власти тех лет. Эту фразу приписывают Иосифу Виссарионовичу, хотя на самом деле это цитата из «Детей Арбата», но настолько ёмкая и точная, что не грех и посчитать, что она принадлежит Сталину.
Рыбакову можно верить или не верить. Но лучше все-таки верить. Юность автора пришлась на как раз на 30-е годы. Когда он был студентом, его арестовали за распространение завещания Ленина. Как итог - трехгодичная ссылка. После - невозможность жить в Москве и других режимных городах, так что многие годы писателю пришлось скитаться по России и работать то преподавателем танцев, то автослесарем. И, конечно, молчать. Имея за спиной 58-ю статью приходилось быть крайне осторожным, иначе не выжить. И да, Рыбакову еще повезло быть арестованным в 33-ем, соверши он свой промах в 37-ом - церемониться никто бы не стал.
Анатолий Наумович свою юность провёл на Арбате, где до сих пор висит мемориальная табличка с его именем. Бытность арбатскую он знает не понаслышке, сам в тех кругах вертелся. Да и герои трилогии списаны с реальных людей. Саша Панкратов - с самого Рыбакова (слишком уж много биографических совпадений), Варя Иванова, по всей видимости, с сестры писателя. Единственное, чего писатель не мог доподлинно знать - внутренние монологи Сталина. Впрочем, попытка создать психологический портрет генерального секретаря поистине впечатляющая. «Арбатский» Иосиф Виссарионович очень похож на того человека, которого рисует историческая наука и сохранившиеся свидетельства тех, кто был лично знаком с вождем народов. Только если последние лишь штрихами обозначили портрет лидера Советского государства, то Рыбаков «оживил его». На страницах книги Сталин - полноправный герой, самый яркий персонаж, мысли и чувства которого ставятся во главу угла во всех трёх частях романа.
Исключительно важный момент для оценки достоверности текста - приведение фактических доказательств. Рыбаков мог позволить себе на несколько глав растянуть рассказ о суде над Зиновьевым и Каменевым, описать методы борьбы Сталина с семьями своих противников, вложить в уста литературного Иосифа Виссарионовича слова о том, что дети не упустят возможности отомстить за отцов, а посему их стоит ликвидировать и даже ввести ради осуществления этого замысла закон об уголовной ответственности для лиц, достигших 12-ти лет. Но далее непременно приводились данные о судьбе членов семей «врагов народа». И что же? Рано или поздно все (включая братьев, тещ и бывших жен) сосланы или убиты. Случайное совпадение? Да уж вряд ли.
Не хромает и художественная составляющая романа. В первую очередь интересным текст делают персонажи. «Дети Арбата» могут похвастаться не только ожившим Сталиным, но и десятками других полнокровных героев. Никаких ходульных персонажей, говорящих заученными фразами и похожих на карикатуры. Каждый герой Рыбакова - человек со своими мечтами устремлениями, с отличным от других образом мыслей. Всё прописано до мельчайших деталей. Понятная мотивация того или иного поступка. Даже те персонажи, образ жизни которых далёк от того, что пришлось испытать на себе автору, вышли объемными, им веришь. Беспринципный НКВДшник, которого волнует только собственная карьера, продажный журналист, дамочка лёгкого поведения, мечтающая убежать из советской «тюрьмы» одновременно и стереотипные типажи того времени, и абсолютно реальные люди со своими особенностями.
Динамики произведению придаёт построение сюжета. Рыбаков, прыгая от героя к герою, создаёт мощную интригу. Автор не раз оставлял персонажа в беде, чтобы несколько глав уделить Сталину и другим героям, только после чего вытаскивал брошенного на поверхность текста и давал ему слово. Тот ещё стимул в мгновение ока прочитать чуть более нудную часть текста, лишь бы поскорее узнать, что же там произошло с полюбившимся персонажем. Однако не стоит думать, что отдельные куски повествования провисают. На самом деле интересно всё от и до, только вот, например, размышления Иосифа Виссарионовича о власти воспринимаются тяжелее, а от того и читаются медленнее, чем истории «арбатских детей». Нечто похожее было у Булгакова в «Мастере и Маргарите», где зыбкий текст о Понтии Пилате очень грамотно разбавлялся сатирическими изысками о жизни нехорошей квартиры, а всё вместе прекрасно составлялось в поистине гениальный текст.
«Дети Арбата» - калейдоскоп судеб предвоенного поколения и изнанка советской действительности. Монументальное произведение, созданное Анатолием Рыбаковым, поражает изобилием поднятых тем и затронутых проблем, а также энциклопедическими знаниями автора. Ощущения от романа - гнетущие. Мурашки по телу идут от осознания того, насколько страшна была действительность 30-х годов. Но читать такое стоит. Чтобы знать, помнить и сделать всё, чтобы такого больше не повторилось. Да и получить удовольствие от действительно качественно написанного текста.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books. Впереди много интересного!