Часто возникает вопрос, особенно у родителей учеников, о моей погруженности в йогу. Наверное, раз мне повезло преподавать этот предмет, я читаю веды, пою мантры и с трепетом развешиваю дома портреты индийских богов. Йога = индийский колорит.
Ссылаясь на свои образования, я объясняю, что как естественнику-биологу, мне ближе скептики, чем религиозные фанатики. Как гуманитарию-философу мне скорее интересна Западная философия с Гегелями, Ницшами, Витгенштейнами, чем восточная (при всем моем уважении). Т.е. моя йога – это йога антрополога. Так как антрополог это тот, кто работает на стыке естественных и гуманитарных наук. Мне интересна скорее биомеханика йоги и её практическая польза для детей и взрослых.
Это не значит, что я не разбираюсь в восьмиступенчатой йоге или что Махабхарату я не читал. Это не значит, что мне не нравится слушать мантры или любоваться изображением Шивы. Просто отношение к этому иное.
Во времена глобализации пора уже привыкнуть к постмодернистскому хаосу и смешанности стилей, когда пение мантр может сочетаться с Dubstep обработкой или когда в традиционных нарядах индийцев может щеголять тот, кто об Индии не знает ничего. Для кого-то Ганеша – это человек с головой слона, для кого-то божество, а кому-то хочется майку с его изображением, потому что прикольно.
Индийская культура нравится как культура. Нравится изучать её людей, разбираться в подробностях войны и наставлениях Бхагавад-Гиты. Так же, как нравится рассматривать православные храмы или иконы, потому что это наследие человечества и это культурное богатство людей.
Для меня не стоит вопрос фанатизма йоги или нездорового интереса к религиозным текстам. Есть люди, для которых это неотъемлемая составляющая практики, так же, как есть те, кто йогу рассматривает только как фитнес. Это разные взгляды на систему. Мне кажется, нужно учитывать культурный опыт и сохранять традиции йогического учения, но главное, чтобы система работала и приносила пользу людям. Адекватность и простота.