Действующая оценочная система образования четко подразделяет всех школьников на группы: "отличников", "середнячков" и "двоечников". Успеваемость навешивает на детей ярлыки и оказывается определяющим фактором, который влияет на отношение к ученикам учителей и даже на взаимоотношения самих школьников внутри класса. Однако так ли это плохо быть "двоечником"? Можно ли снять ярлык или хотя бы помочь ребенку переместиться из двоечников в среднюю по успеваемости группу?
Практика показывает, что зачастую "двоечники" становятся более успешными в жизни, чем их коллеги, дневники которых пестрили пятерками. Почему так происходит?
В первую очередь, такая ситуация складывается из-за несовершенства оценочной системы, которая неспособна выявить потенциал школьника и правильно определить его сильные стороны. Детей заставляют заучивать наизусть тексты, вместо того, чтобы научить их думать, они без конца решают типовые задачи, не мысля логически и не применяя нестандартные подходы. Часто двоечники и троечники - это вовсе не лентяи и тугодумы, а бунтари, которым скучно заучивать бесконечные правила и писать под диктовку "простыни" текстов. Недостаточная мотивация таких детей приводит к тому, что они не проявляют интереса к школьным заданиям.
Во-вторых, в двочники могут "записать" детей, которые намеренно стараются привлечь к себе внимание через негативизм. В середине XX века Рон Хаббард открыл закон, который по сути объясняет, почему двоечники не стремятся стать отличниками. Главным фактором здесь оказывается внимание. Всем известно, что в математике числа идут от отрицательных к положительным: -1, 0, 1 и т.д. Открытие ученого заключалось в том, что применительно к человеческому вниманию математика неуместна. Оказывается, что для человека "отрицательное" внимание (ругань, ссора, драка) является более ценным, чем отсутствие внимания. Если на ребенка не обращают внимания дома или в школе, он начинает притягивать к себе внимание через бунт и негативизм.
Однако у противостояния двоечников и отличников есть и обратная сторона медали. Отъявленные двоечники оказываются более присобленными к реальной жизни, чем их более покладистые оппоненты отличники. Их не смущают провалы в бизнессе и они легко справляются с неудачами, с готовностью хватаясь на новые идеи после того, как одна не удалась. Среди знаменитых политиков, общественных деятелей, актеров, ученых, спортсменов очень много тех, кто в школе отнюдь не блистал. Отличники же часто остаются в тени, обескураженные незначительными провалами или просто неумеющие проявить инициативу и способные работать только по строго намеченному плану или под чью-лиюо диктовку.
Для того, чтобы повлиять на "двоечника" и заставить его учиться, надо найти к нему подход. Иногда спортивные достижения вне школы могут стимулировать ребенка начать учиться. Улучшить показатели можно и поменяв среду: новые одноклассники и учителя будут относиться к ребенку более уважительно и это заставит его прекратить бунт.