Найти тему
ru-memorials

Бронепоезд Тульский рабочий (Тула)

Мемориальный бронепоезд №13 "Тульский рабочий" появился на платформе железнодорожной станции Тула-1 (Московский вокзал) весной 2015 года.

Увидеть его можно даже из проходящего поезда, а если остановка больше пары минут, то можно успеть выскочить из вагона, рассмотреть поближе и потрогать :)

Бронепоезд является музеем. График работы: со среды по воскресенье, с 11:00 до 19:00.

Дата съёмки - 19 марта 2017 года.

152-мм гаубица МЛ-20 на балластной платформе.
152-мм гаубица МЛ-20 на балластной платформе.

В качестве основы для памятника был выбран реально существовавший бронепоезд №13 "Тульский рабочий", принимавший участие в обороне Тулы в ходе Битвы за Москву в 1941 году.

Это макет, построенный тульскими железнодорожниками.

В состав бронепоезда входят две балластные платформы, две бронеплощадки ПЛ-37 и бронепаровоз, а так же вагоны сопровождения.

На бронеплощадках типа ПЛ-37 устанавливались две вращающиеся башни с орудиями калибром 76,2 мм образца 1902/30 года и пулемётами Максим калибра 7,62 мм.

Интересно, что двери на бортах ПЛ-37 выглядят открывающимися. Есть замочные скважины и следы обуви на ступеньках.
Интересно, что двери на бортах ПЛ-37 выглядят открывающимися. Есть замочные скважины и следы обуви на ступеньках.

Из амбразур бронеплощадок "Тульского рабочего" выглядывают настоящие "Максимы". Пулемёты устанавливались в башни и по два с каждого борта (всего 6 штук).

Между орудийными башнями выступает вверх кубик - место командира платформы
Между орудийными башнями выступает вверх кубик - место командира платформы

Главной движущей силой бронепоездов времён войны были паровозы серии "О" (тип 0-4-0) с четырёхосным тендером (вагон с запасом топлива, прицепленный непосредственно позади паровоза).

К началу XXI века найти такой паровоз для бронепоезда оказалось совсем не просто.

Поэтому здесь использован паровоз послевоенного выпуска Л-3476 (тип 1-5-0), выпущенный на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1954 году.

Паровоз "О" в бронировке был одного уровня с бронеплощадками, но "Л" не такой. Он гораздо больше.
Паровоз "О" в бронировке был одного уровня с бронеплощадками, но "Л" не такой. Он гораздо больше.

Ещё одна контрольная платформа.

Их прицепляли с обеих сторон бронепоезда и использовали в качестве минных тралов (взрыв мины происходил под дешёвой платформой, а не бронеплощадкой или паровозом).

А ещё на них складывали ремонтно-восстановительное оборудование - запасные рельсы, шпалы, крепёж и инструмент для починки разрушенного железнодорожного полотна.

Так же на таких платформах мог перемещаться личный состав приданных частей, десант, дозорные, зенитные пулемёты и т.п.

У Тульского бронепоезда на одной платформе орудие МЛ-20 (для красоты - стрелять с платформы оно не могло в принципе), а с другой стороны состава платформа с зенитным орудием 61-К (вполне работоспособная конфигурация).

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) (индекс ГРАУ — 52-П-167) - советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны.  Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors.
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) (индекс ГРАУ — 52-П-167) - советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны. Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors.

На платформе перед бронепоездом памятник с двумя солдатами и знаменем.

-6

На постаменте герб Тулы со звездой Города-Героя и карта боевых действий.

-7

...ещё фотографии и подробности...

Где находится: Точка на Яндекс

(если хотите видеть больше подобных рассказов - ставьте лайк или подписывайтесь)