В прошлый раз я остановился в районе Ивановской горки — там, где Данила и Виктор Багровы разобрались с башибузуками банкира Белкина. А теперь отправлюсь на Хитровку, чтобы показать места съёмок другого запоминающегося эпизода из «Брата 2». Так как это недалеко, то я без спешки пройдусь, а заодно расскажу о других достопримечательностях района.
Хитровка — это в прямом смысле музей под открытым небом. Здесь правда настолько тесно переплелась с вымыслом, что уже не отличить искусство от жизни. Более того, искусство уже давно стало частью местной истории.
На этом можно было бы закончить фотоэкскурсию, но я покажу ещё одно место. Для лирико-философского завершения.
Не только Сергей Бодров и Алексей Балабанов, но и Станиславский полагал, что сила в правде. В 1902 году, готовясь к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне», Константин Сергеевич привёл сюда свою труппу. Действие горьковской пьесы разворачивается в ночлежке, а Хитровка XIX и начала XX веков была таким «дном», что глубже и днее некуда. Это был самый криминальный район дореволюционной Москвы, где собирались воры всех рангов, сутенёры, проститутки, убийцы и оборванцы. Вот Станиславский и решил, что он сам и остальные актёры должны обязательно прийти и пообщаться с местной публикой.
В «Каторге» актёрам чуть было не понадавали смертельных люлей (пардон за моветон), но вмешался Гиляровский, который тоже пришёл с театральной труппой. Во-первых, Гиляровский был сам физически крепок, а во-вторых, будучи журналистом, не раз бывал на Хитровке и лично знал бандитов. К счастью, никто не пострадал, актёры прониклись атмосферой и услышали забубённо-термоядерный русский мат, а на показах спектакля был аншлаг.
97 лет спустя, во время съёмок драки в чикагском гетто, Балабанов попросил темнокожих ребят не жалеть Бодрова, чтобы потом на экране выглядело естественно. В итоге Сергею сломали несколько рёбер, а «Брат 2» стал культовым фильмом. Кстати, все матерившие и избивавшие Бодрова после съёмок дружно брали у него автографы.
А ещё у Бодрова, как и у Станиславского, не было ни высшего актёрского, ни режиссёрского образований.