Найти тему
Biznesmuza

Тренды PR-индустрии: итоги и прогнозы на 2018 год

Оглавление

Спасибо Mediabitch – часть обозначенного ниже вошла в очень содержательный материал под занавес 2017 года. А остальное прикладываю как есть. К слову, интересный предстоит PR-год на стыке рацио и эмоцио.

Итоги 2017 года

Среди бесспорных лидеров PR-трендов 2017 года – натив, видео и мессенджеры. Поэтому я про другое.

Контент-стратегия, кажется, прошла через весь 2017 год под лозунгом “is the new black”. На самом деле, она и увязала между собой гармонично как инь и янь те же нативку с видео. Контент-маркетинг – это ведь не про то, что 70% информации о компании текст. Зачем этим ограничиваться, если речь про единую стратегию презентации компании?

И можно наблюдать совершенно прекрасные примеры «живых» страниц, где тебе и видео, и текст, и фото, и пользовательский контент. Как пример, обзор Amazon Echo Spot в зарубежном блоге Engadget – «Ай да, Пушкин!» Такой формат имеет все шансы стать нормой в оформлении и структурировании пресс-релизов, традиционная оболочка которых уже откровенно «закостенела».

Или вот исследование компании and Co – анимированное, щедро сдобренное инфографикой, завернутое в видео. Исследование посвящено переменам в жизни фрилансеров с момента, как они выбрали «удаленку» взамен офисному формату, видеообзор результатов – в самом верху страницы.

Но все же контент-стратегия про длительное следование разработанному плану, и на это, по правде говоря, мало у кого хватает выдержки. Тем более что эффект не приходит после 2-3 публикаций. Поэтому параллельным анти-трендом 2017 года были рекламные «сноски»: автор делится пользой, а в конце добавляет «Вы, короче, убедились, что я не Васька Пупкин, а Василий Сергеич как минимум – айда покупать у меня!» Все, работа насмарку.

Гиперлокальный и персонализированный таргетинг. Безусловный тренд 2017 года, не только в рекламном продвижении. В переносе на сферу PR это прежде всего облегчает следование теории «5 касаний» , позволяя настраивать ретаргетинг на тех, кто взаимодействовал с компанией.

Важная «обнова» 2017 года: расширенные возможности таргетинга ВК (на Fb есть давно, и для российской аудитории он чуть менее популярен, по моим ощущениям, в качестве рекламного канала) – подбор аудитории показов по параметрам «сейчас находится», «живет», «регулярно бывает» и пр. в привязке к конкретному адресу и ближайшему радиусу (от 0 до 5 км). Для очень локальных (район города или даже конкретное здание) и региональных компаний это совершенный прорыв в настройках далеко не только рекламных сообщений для своей аудитории.

Сквозная аналитика призвана увеличивать эффективность кампании, а в случаях если речь идет и о рекламных бюджетах – минимизировать процент их «слива» соответственно. Сейчас считают всё, и соответственно в течение года нарастала популярность сервисов аналитики для сайтов – притом становятся они очень профессиональными, позволяя считать не только общие показатели, а ранжировать материалы и авторов по популярности (тот же Giraff) и в том числе дополнительно монетизировать контент через обмен им со сторонними площадками. UTM-метки для формирования статистики переходов с различных источников, коллтрекинг, многоканальная аналитика для «отлова» посетителей сайта в соцсетях с целью «догнать» их предложением, от которого невозможно отказаться. И на этом работа в обозначенном направлении, естественно, не заканчивается. Скажу больше: для очень и очень многих все только начинается.

PR-прогнозы на 2018 год

Многое из того, что было актуально в 2017 перейдет и в 2018 год, но в качественно ином исполнении. Машинное обучение, наука о данных и ИИ упрощают аналитическую составляющую работы PR-менеджера и берут на себя часть функций.

Упор на качественные метрики аудитории, а не количественные + персонализированный контент. Безусловно в фокусе останется виральный контент, обладающий «магическими» свойствами дистрибуции. Но наиболее прогрессивные компании сосредоточатся на брендировании смыслов, которые в себя вбирают. Это уже не про общение ради общения на всех возможных площадках, а в первую очередь про целевое попадание в аудиторию. Экспертные колонки представителей компаний как имиджевая составляющая, по моим ощущениям, стали и тем более будут must have в 2018 году – и они уже не ограничены рамками «только топ бизнес-СМИ», а уходят в максимально нишевые медиа. В общем, целевую аудиторию будут вполне осмысленно дробить по всем возможным (и невозможным) параметрам и подстраивать контент под каждый выделенный ее сегмент. Базы e-mail рассылки потихоньку входит в норму дробить тоже. Пиксели посетителям сайта для дальнейшего ретаргетинга и пр.

Рост влияния пользовательского контента. С этим уже и сейчас порядок, что нам опять же демонстрируют многочисленные авторские колонки и кейсы в СМИ наряду с редакционными материалами. И комфортный для этого ареал в виде разделов «Мнения», «Блоги» на популярных ресурсах, а также особая метка «Выбор редакции». Очевидность "win-win" в таких сделках сложно отрицать.

Но технологии идут дальше.

Новое приложение Google реализует задачу визуального поиска – распознание вывески, вывод отзывов о заведении и дополнительной информации (товары магазина, меню ресторана и пр).

-2

Дополнительный аргумент в пользу того, чтобы разместить максимум информации о бизнесе в сети. И сосредоточиться, наконец, на фидбеке от своих клиентов.

Насколько Google Lens будет в тренде, сложно предсказать. Пока нет точной даты выхода, неизвестен уровень доработки, но потенциал более чем высок.

Акцент на искусственном интеллекте. Чат-боты все активнее берут «удар на себя». Они носят и функциональный, и развлекательный характер, представлены преимущественно в Facebook и Телеграм. Берут на себя отработку части запросов клиентов, выступают навигаторами (например, ориентируясь на геолокацию, находят и показывают на карте ближайшие банкоматы, рассказывают об условиях получения тех или иных услуг).

То же бот Breeze предоставляет доступ к библиотеке, анонимным чатам для общения, умеет предсказывать будущее с помощью гороскопа или гаданий. Создать чат-бота за пару часов и облегчить себе жизнь становится новой гигиенической нормой общения с действующими или потенциальными клиентами.

-3

Холивары. На мой взгляд, недооцененный тренд. Они популярны, но не воспринимаются как часть общей стратегии компании. Пока. Есть предположения, что все станет на свои места как раз в 2018 году.

Славятся спорными темами преимущественно блоги – личные (в том числе в рамках блогов на сайтах популярных медиа) или тот же ThinkProgress, окрестивший в конце 2017 план нацбезопасности Трампа формулой «Америка против всего мира». В 2018 году тренд предположительно выйдет за рамки «лампового» формата и поселится на передовых ресурсах наряду с кейсами, тестами, интервью и прочими сверхпопулярными форматами (за рамками блогов и авторских колонок соответственно).

Директивный стиль порядком поиздержался. Столкновение мнений – это ж просто счастье какое-то: больше вовлечения – репостов, комментариев – выше охват. Давайте возможность поспорить с вами. (директивно резюмировала я)))

В общем, интересный предстоит PR-год на стыке рацио и эмоцио.

Автор:

Руководитель контент-проектов, PR-консультант, CEO бюро бизнес-коммуникаций Biznesmuza Марина Соболева

-4