Спасибо Mediabitch – часть обозначенного ниже вошла в очень содержательный материал под занавес 2017 года. А остальное прикладываю как есть. К слову, интересный предстоит PR-год на стыке рацио и эмоцио.
Итоги 2017 года
Среди бесспорных лидеров PR-трендов 2017 года – натив, видео и мессенджеры. Поэтому я про другое.
Контент-стратегия, кажется, прошла через весь 2017 год под лозунгом “is the new black”. На самом деле, она и увязала между собой гармонично как инь и янь те же нативку с видео. Контент-маркетинг – это ведь не про то, что 70% информации о компании текст. Зачем этим ограничиваться, если речь про единую стратегию презентации компании?
И можно наблюдать совершенно прекрасные примеры «живых» страниц, где тебе и видео, и текст, и фото, и пользовательский контент. Как пример, обзор Amazon Echo Spot в зарубежном блоге Engadget – «Ай да, Пушкин!» Такой формат имеет все шансы стать нормой в оформлении и структурировании пресс-релизов, традиционная оболочка которых уже откровенно «закостенела».
Или вот исследование компании and Co – анимированное, щедро сдобренное инфографикой, завернутое в видео. Исследование посвящено переменам в жизни фрилансеров с момента, как они выбрали «удаленку» взамен офисному формату, видеообзор результатов – в самом верху страницы.
Но все же контент-стратегия про длительное следование разработанному плану, и на это, по правде говоря, мало у кого хватает выдержки. Тем более что эффект не приходит после 2-3 публикаций. Поэтому параллельным анти-трендом 2017 года были рекламные «сноски»: автор делится пользой, а в конце добавляет «Вы, короче, убедились, что я не Васька Пупкин, а Василий Сергеич как минимум – айда покупать у меня!» Все, работа насмарку.
Гиперлокальный и персонализированный таргетинг. Безусловный тренд 2017 года, не только в рекламном продвижении. В переносе на сферу PR это прежде всего облегчает следование теории «5 касаний» , позволяя настраивать ретаргетинг на тех, кто взаимодействовал с компанией.
Важная «обнова» 2017 года: расширенные возможности таргетинга ВК (на Fb есть давно, и для российской аудитории он чуть менее популярен, по моим ощущениям, в качестве рекламного канала) – подбор аудитории показов по параметрам «сейчас находится», «живет», «регулярно бывает» и пр. в привязке к конкретному адресу и ближайшему радиусу (от 0 до 5 км). Для очень локальных (район города или даже конкретное здание) и региональных компаний это совершенный прорыв в настройках далеко не только рекламных сообщений для своей аудитории.
Сквозная аналитика призвана увеличивать эффективность кампании, а в случаях если речь идет и о рекламных бюджетах – минимизировать процент их «слива» соответственно. Сейчас считают всё, и соответственно в течение года нарастала популярность сервисов аналитики для сайтов – притом становятся они очень профессиональными, позволяя считать не только общие показатели, а ранжировать материалы и авторов по популярности (тот же Giraff) и в том числе дополнительно монетизировать контент через обмен им со сторонними площадками. UTM-метки для формирования статистики переходов с различных источников, коллтрекинг, многоканальная аналитика для «отлова» посетителей сайта в соцсетях с целью «догнать» их предложением, от которого невозможно отказаться. И на этом работа в обозначенном направлении, естественно, не заканчивается. Скажу больше: для очень и очень многих все только начинается.
PR-прогнозы на 2018 год
Многое из того, что было актуально в 2017 перейдет и в 2018 год, но в качественно ином исполнении. Машинное обучение, наука о данных и ИИ упрощают аналитическую составляющую работы PR-менеджера и берут на себя часть функций.
Упор на качественные метрики аудитории, а не количественные + персонализированный контент. Безусловно в фокусе останется виральный контент, обладающий «магическими» свойствами дистрибуции. Но наиболее прогрессивные компании сосредоточатся на брендировании смыслов, которые в себя вбирают. Это уже не про общение ради общения на всех возможных площадках, а в первую очередь про целевое попадание в аудиторию. Экспертные колонки представителей компаний как имиджевая составляющая, по моим ощущениям, стали и тем более будут must have в 2018 году – и они уже не ограничены рамками «только топ бизнес-СМИ», а уходят в максимально нишевые медиа. В общем, целевую аудиторию будут вполне осмысленно дробить по всем возможным (и невозможным) параметрам и подстраивать контент под каждый выделенный ее сегмент. Базы e-mail рассылки потихоньку входит в норму дробить тоже. Пиксели посетителям сайта для дальнейшего ретаргетинга и пр.
Рост влияния пользовательского контента. С этим уже и сейчас порядок, что нам опять же демонстрируют многочисленные авторские колонки и кейсы в СМИ наряду с редакционными материалами. И комфортный для этого ареал в виде разделов «Мнения», «Блоги» на популярных ресурсах, а также особая метка «Выбор редакции». Очевидность "win-win" в таких сделках сложно отрицать.
Но технологии идут дальше.
Новое приложение Google реализует задачу визуального поиска – распознание вывески, вывод отзывов о заведении и дополнительной информации (товары магазина, меню ресторана и пр).
Дополнительный аргумент в пользу того, чтобы разместить максимум информации о бизнесе в сети. И сосредоточиться, наконец, на фидбеке от своих клиентов.
Насколько Google Lens будет в тренде, сложно предсказать. Пока нет точной даты выхода, неизвестен уровень доработки, но потенциал более чем высок.
Акцент на искусственном интеллекте. Чат-боты все активнее берут «удар на себя». Они носят и функциональный, и развлекательный характер, представлены преимущественно в Facebook и Телеграм. Берут на себя отработку части запросов клиентов, выступают навигаторами (например, ориентируясь на геолокацию, находят и показывают на карте ближайшие банкоматы, рассказывают об условиях получения тех или иных услуг).
То же бот Breeze предоставляет доступ к библиотеке, анонимным чатам для общения, умеет предсказывать будущее с помощью гороскопа или гаданий. Создать чат-бота за пару часов и облегчить себе жизнь становится новой гигиенической нормой общения с действующими или потенциальными клиентами.
Холивары. На мой взгляд, недооцененный тренд. Они популярны, но не воспринимаются как часть общей стратегии компании. Пока. Есть предположения, что все станет на свои места как раз в 2018 году.
Славятся спорными темами преимущественно блоги – личные (в том числе в рамках блогов на сайтах популярных медиа) или тот же ThinkProgress, окрестивший в конце 2017 план нацбезопасности Трампа формулой «Америка против всего мира». В 2018 году тренд предположительно выйдет за рамки «лампового» формата и поселится на передовых ресурсах наряду с кейсами, тестами, интервью и прочими сверхпопулярными форматами (за рамками блогов и авторских колонок соответственно).
Директивный стиль порядком поиздержался. Столкновение мнений – это ж просто счастье какое-то: больше вовлечения – репостов, комментариев – выше охват. Давайте возможность поспорить с вами. (директивно резюмировала я)))
В общем, интересный предстоит PR-год на стыке рацио и эмоцио.
Автор:
Руководитель контент-проектов, PR-консультант, CEO бюро бизнес-коммуникаций Biznesmuza Марина Соболева