“Зачем вспоминать старые обиды”, “На родителей обижаться нельзя”, “Надо простить, нельзя носить с собой тяжесть” -- все слышали подобные неработающие советы.
Не испытывай, что ты чувствуешь. Просто не обращай внимания на кровоточащую часть твоей души. Прости и живи легко.
Но невозможно простить без душевной работы.
Не каждое неприятное и даже трагическое событие остается болью в памяти. Люди сильно реагируют на те вещи, которые меняют их картину мира в плохую сторону: лишают радости незнания и рушат доверие к жизни. Я думал мир хороший, в нем нет несправедливости, предательства, смерти. После случившегося я никогда не смогу быть прежним.
Реакция на травму: как жить после такого? Первый порыв -- не поверить, найти кнопку “отмена”, стереть, сделать вид, что ничего не было. Отсюда требования извинений и примирений. Если обидчик извинится -- мы начнем с того же места и все опять будет хорошо.
Но обычно приходится самому находить ответ на вопрос “как жить в мире, где есть такое” и адаптироваться к новым условиям. Этот процесс затратен, утомителен, результат неизвестен и не гарантирован -- никто не хочет по доброй воле делать эту работу.
А надо.
Иначе придется продолжать сожалеть о потерянном прекрасном мире, искать несуществующую кнопку отмены и биться как муха в стекло -- не понимая, почему не удается выйти. Иначе каждый раз, когда человек будет сталкиваться с подобной ситуацией, старая рана будет как свежая -- бьет по тому же месту.
Если человек вместо поиска пути адаптации будет мстить обидчику или (что чаще) людям, чем-то напоминающим обидчика, облегчение не наступит -- ненависть будет дальше отнимать силы.
Обида -- естественная реакция на человека, который стал причиной вопроса “как жить в таком мире”. Боль вызывает сам вопрос, обидчик -- только носитель дурной вести. Чтобы избавиться от боли, нужно самому проходить путь поиска ответа.
Когда человек находит правильный ответ, ему не надо прилагать специальные усилия, чтобы простить. Люди испытывают недоумение: и за что так сильно злились и обижались.
Работать над прощением обидчика напрямую бессмысленно и вредно, так как обида не причина травмирующей ситуации, а реакция на нее. Когда человеку советуют простить обидчика, это не соответствует его внутреннему состоянию, он не может просто взять и перестать обижаться. Единственный, кому это выгодно -- обидчик, ему нравится обычно делать больно еще и еще.
Причина травмы -- нерешенный вопрос “как дальше жить в мире, где есть такое”. Когда будет сделана душевная работа и появится новое понимание, обида станет воспоминанием. Она не лечится временем, медитациями и самовнушением.
Советы “не зацикливаться на обидах” дают два типа людей. Одни настолько продвинутые и просветленные, что адаптация к меняющемуся миру у них происходит очень быстро и самостоятельно -- они бессознательно умеют переваривать то, на что большинство тратит годы сознательной работы, часто с профессиональной помощью. Такому почти Будде обижающиеся люди кажутся глупыми, но глупо поступает он, так как дает советы, не понимая ресурсов человека. Другие не заморачиваются обработкой разрушающейся реальности: игнорируют ее и предпочитают жить легко. Реальность такого не прощает и быстро дает в лоб.
Родители играют роль разрушителей иллюзий для своих детей -- они всегда причина внутреннего вопроса ребенка “как мне с этим жить дальше”. Ребенку кажется, что если бы не родители, он продолжал бы жить в безмятежности.
Каждому выросшему ребенку придется пройти свой путь поиска ответа на мучающие его вопросы, а не пытаться простить родителей напрямую.