Посмотрите, какая заковыка получается.
Любое мало-мальское выгоревшее дело американцев или англичан у нас выдаётся за великое достижение. О нём говорят и пишут. Но, когда речь заходит о достижении нашем, а транспортировка гром-камня была делом изключительно героическим, необыкновенным (как по размерам и весу камня, так и по средствам, применённым для его доставки), так сразу начинается пение "соловушек" о том, что это всё выдумки Миллера, Шлёцера и Байера, что камень никто и ниоткуда не привозил, что он изпокон веков уже был на Сенатской площади, что его откопали и т.д. и т.п. Начинается песня о том, что на шарах доставить камень просто не могли, потому что... шарики не могли такой вес выдержать... Много чего к этому приплетается. И подвиг, изобретение и труд, оказываются втоптанными в грязь и уже представляются несущественными.
Это был подвиг!!!
(Как хотите, но транспортировка гром-камня наделала шуму в просвещённой Европе. Даже академия наук Франции не раз в своих чтениях упоминает сию операцию. Внимание! Машинный перевод. Но вполне понятный (после прочтения истории камня)
Précis analytique des travaux de l'Académie des sciences, belles-lettres et arts de Rouen 1823 г. (точная аналитическая работа Академии наук, литературы и искусства Руана)
(Не буду здесь размещать скрины других страниц. Только перевод их.)
"Прежде чем идти дальше, я думаю, что должен дать здесь представление о том, каким образом самые большие работы можно выполнить с помощью простейших машин, ссылаясь, например, на запомнившуюся транспортировку камня в Петербург. Напомню, в нескольких строках основные обстоятельства этого удивительного предприятия.
Едва взойдя на престол России, Екатерина II хотела возвеличить Петра величественным монументом, таким, который достоин его поступков.
По мысли г-на Фальконе все составляющие этого памятника должны были нести на себе печать гения. Обычные пьедесталы сами по себе не значительны и не говорящи, они не пробуждают в сознании зрителя никакой новой и благородной идеи. Этого Фальконе и хотел избежать в монументе. Он хотел, всем памятником (каждой его деталью - Взор) представить героя России, создателя и законодателя своего народа, предприимчивого, необыкновенного. Таким образом Фальконе видел именно эту идею и хотел её воплотить.
Отвесная скала, на которую галопом поднялся законодатель, всадника не остановила придавленная конём змея... всё вместе характеризует статую Петра Великого и этим она отличается от всех [статуй] прежде относящихся к другим государям.
Пьедестал должен был быть из большого куска скалы, сначала думали, что он может быть составлен из нескольких блоков, а железные или медные стяжки креплений обеспечат устойчивость блоков. Но Карбури заметил, что стяжки подлежат коррозии и при стечении обстоятельств могут привести к разрушению, и в скором времени скала превратится в груду развалин. Он предложил [для пьедестала взять] монолитную скалу.
Поначалу этот проект показался невозможным, тем более, не верили, что можно найти такой камень поблизости от Петербурга, не говоря уже о транспортировке такой тяжести: самые близкие от Петербурга горы находятся в Финляндии.
Карбури нашёл очень большой камень в болоте вблизи бухты Финского залива, примерно в четырёх милях от береговой линии и в четырёх милях от города. Это был камень — [имевший форму] параллелепипеда длиной 42 фута, шириной двадцать семь футов и высотой двадцать один фут, весил он три миллиона и был погружен в землю на пятнадцать футов.
Для транспортировки он [Карбури] изпользовал шпили [кабестаны], винты и весьма остроумную машину с заменой роликов на металлические шары. Читая памятные записи Карбури, мы сначала тревожимся смелостью компании, заинтересованы в её успехе, восхищаемся величественным зрелищем путешествующей скалы, на которой непрерывно работает кузница и сорок каменщиков, непрерывно придающих камню нужную форму, и техническое оснащение и детали, необходимые для выполнения работы в пути; мы, наконец, жалеем Карбури, когда видим физические и моральные страдания, которые он должен был переносить, и с которыми почти обязательно сталкиваются те, кто пытается выполнить необыкновенные вещи.
Напоследок [приводится] кратко сказанное Карбури “успешный исход бизнеса, как особое противоречие ВОЗМОЖНО любому НЕВОЗМОЖНО против него (???) по самой своей природе. Я желаю, чтобы мой пример вдохновил и дал необходимую последовательность тем, кто осмеливается проложить новые дороги в искусстве, и попытается [сделать то], что кажется невозможным для посредственных людей..."
Итак, Карбури, машина, замена роликов шарами, кабестаны... Всё понятно?
http://gallica.bnf.fr/ark:/121...
Читайте, тут собрано множество свидетельств и доказательств:
Сообразили, так сообразили :о)
Сопромат и механика шариков для гром-камня (разсчёт)
Генри Горринг, Игла Клеопатры и гром-камень
Гром-камень научил американцев
Медный всадник - памятник античности? (о мече и одеянии Петра)
Механики Европы турне гром-камня запомнили и записали в анналы
Гром-камень – напоминалка для альтернативщиков
Гром-камень всё-таки ударил (о погрузке на судно и перевозке)
Гром-камень спустя сто и более лет, или как дома пустились в переезды
Гром-камень не забыт наукой :о)
Проект «Коротко и ясно о самом интересном»
Ребята! Я снова с гром-камнем :о)